ОЗНАЧАЮЩЕЕ


ОЗНАЧАЮЩЕЕ

ОЗНАЧАЮЩЕЕ
чувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения. Стоики использовали термин ‘semainomenon’, тогда как в средневековой логике и философии был принят термин ‘signans’. В концепции де Соссюра ‘О.’ в вербальном языке представляет собой ‘акустический образ’, причем Соссюр неоднократно подчеркивал, что ‘О.’ — это не материальное звучание, а представление о нем, получаемое нашими органами чувств, это психический отпечаток звучания, который предшествует в акте говорения физиологическому процессу (говорения, фонации) и физическому процессу (колебание звуковых волн). Всякий акустический образ — это сумма ограниченного числа элементов или фонем, которые можно изобразить на письме с помощью соответствующего числа знаков. Несмотря на то, что ‘О.’ репрезентирует план выражения и в известном смысле материально, речь идет о весьма специфической материальности, ибо О. состоит из собственно материальной части (звук) и идеальной (отпечаток, образ звучания, материальная сторона в сознании). Связь между означаемым и О., по мысли Соссюра, конвенциональна, то есть немотивирована и условна (особенно в знаках-символах, то есть в большинстве знаков вербального языка). Это не исключает частичной мотивированности некоторых знаков, хотя речь может идти лишь об относительной мотивации, будь то случаи звукоподражания (ономатопеи), или иконических знаков. Концепция ‘О.’ как акустического образа, равно как и его неразрывная связь с означаемым были подвергнуты жесткой критике со стороны Деррида в книге ‘О грамматологии’: он считает, что О. не является чем-то вторичным и производным (по отношению к мысли, как и письмо по отношению к устной речи). Более того, языковой знак не существует до письма, а письмо не может рассматриваться лишь как ‘изображение (репрезентация) языка’. Напротив, письмо есть (перво)начало любой языковой деятельности, а ‘акустический образ’ не обязательно должен мыслиться как (внутренний) отпечаток, копирующий реальность внешнюю. (см. СОССЮР, ОЗНАЧАЕМОЕ, ЗНАК, ДЕРРИДА, ОЗНАЧИВАНИЕ.)

История философии. 2008.


Просмотров: 925
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии





Другие новости по теме:

  • ГОЛОС И ФЕНОМЕН: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ЗНАКОВ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • Достойно есть
  • Еда, пища, есть, вкушать
  • Есть, еда
  • ЗНАК ЯЗЫКОВОЙ
  • Запрестольный образ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ
  • Когнитивный Образ
  • ОБРАЗ
  • ОБРАЗ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ МЫСЛЕННЫЙ
  • ОБРАЗ Я
  • Образ
  • Образ
  • Образ
  • Образ
  • Образ
  • Образ Божий
  • Образ раба
  • канон тайных знаков
  • когнитивный образ
  • образ
  • образ
  • образ последовательный
  • образ фантомный
  • образ эйдетический
  • фантомный образ
  • эйдетический образ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь