целеобразование


целеобразование
        ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ (ЦО) — порождение новых целей в различных видах человеческой деятельности. ЦО является общим по отношению к таким понятиям, как постановка цели и выбор цели. ЦО выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной деятельности субъекта.
        Конкретно-психологическое изучение ЦО началось сравнительно недавно. Еще в 1975 А.Н. Леонтьев писал о том, что ЦО — это особый, почти не изученный процесс. В коллективной монографии под редакцией O.K. Тихомирова «Психологические механизмы целеобразования» (1977) это понятие вводится в систему др. психологических понятий, а также эмпирически исследуются различные аспекты ЦО.
        Существуют различные подходы к пониманию цели и ее порождению. Так, при механистическом подходе понятие «цель» объявляется ненаучным, поэтому ни о каком исследовании ЦО не может идти речь. При натуралистическом подходе к поведению человека под целью понимается любой полезный результат, ради достижения которого развертывается поведение. Здесь не учитывается различие между целесообразным поведением животных и целенаправленной сознательной деятельностью человека. При кибернетическом подходе под целью понимается конечная ситуация, заданная формальным описанием и достигаемая в ходе функционирования некоторой системы. Здесь не учитывается специфика человеческих действий. Только при психологическом подходе, в котором предметом исследования является сознательная деятельность человека, под целью понимается осознанный образ будущих результатов действий. Такое понимание цели позволило поставить проблему ЦО в полном объеме и развернуть ее эмпирическое исследование.
        Изучение ЦО осуществляется в настоящее время по трем основным направлениям.
        1. Изучение мотивационно-смысловой регуляции ЦО и выявление связи ЦО с доминирующими (смыслообразующими) мотивами. Предметом исследования здесь являются общие условия ЦО, т.е. порождения новых целей.
        2. Выявление внутренних механизмов и регуляторов процесса порождения целей. Здесь предметом изучения являются конкретные особенности ЦО, связанные с ситуацией, в которой оно совершается.
        3. Прикладные исследования, связанные с изучением ЦО в различных специфических условиях. Напр., в общении, при решении сложных задач в экономике, политике, экологии и т.д. Сюда же относятся исследования нарушения ЦО при различных психических заболеваниях.
        В ходе изучения мотивационно-смысловой регуляции ЦО был выявлен ряд общих условий, определяющих процесс ЦО. К важнейшим из них относятся следующие. Основой для формирования действенной цели является эмоциональный образ будущей ситуации. Этот образ выступает для субъекта как носитель смысла деятельности. В то же время на его основе осуществляется смысловая регуляция ЦО. При осмыслении субъектом связи цели с мотивом происходит конкретизация и доопределение цели. Если же эта связь не осмысленна, то развивается процесс пресыщения. Мотивационно-смысловые структуры определяют содержание и особенности того или иного вида ЦО. Общее правило состоит в том, что с повышением значимости мотивации улучшаются и характеристики ЦО. Исследование внутренних механизмов ЦО привело к выделению конкретных механизмов, реализующих действие мотивов и конечных целей. Это — констатирующие и предвосхищающие эмоциональные оценки развитие невербализованных операциональных смыслов, эмоциональная активация. Выявлены также механизмы ЦО, связанные с личностными особенностями субъекта, а также с его мнемическими процессами.
        Разнообразие механизмов ЦО свидетельствует о сложной природе данного процесса, а также о множественности видов ЦО. К настоящему времени выделяются три основных вида ЦО. 1. Конкретное ЦО. Основной механизм этого вида ЦО состоит в оценке наличных возможностей в предметной ситуации. Этот вид ЦО характерен для деятельности наиболее низкого уровня организации с ориентацией на реализацию возможностей в наличной предметной ситуации. 2. Общее ЦО. Механизмом этого вида ЦО является анализ и оценка перспектив преобразования предметной ситуации. ЦО этого вида характерно для деятельности более высокого уровня организации с ориентацией на преобразование наличных ситуаций. 3. Целостное ЦО. Основным механизмом здесь является комплексная оценка как наличных возможностей предметной ситуации, так и перспектив ее преобразования. Этот вид ЦО характерен для деятельности наиболее высокого уровня организации, в которой ЦО выступает как целостный процесс, включающий образование общих и конкретных целей как последовательные фазы. В этом виде ЦО образуются целевые структуры, состоящие из общих и конкретных целей.
        И.А. Васильев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1157
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • Анализ целей и средств
  • ДВА ВИДА
  • ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
  • ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ
  • Изучение деятельности
  • Критерий оценки трудовой деятельности (criterion in employment)
  • Метод Исследования Уровня Притязаний
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ
  • Оценка деятельности (performance appraisal)
  • ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ
  • ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» В ПСИХОТЕРАПИИ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ И НЕОГРАНИЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПО КНОБЕЛЮ
  • РАСКРЫВАЮЩАЯ РЕКОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ МАЛОПРОГРЕДИЕНТНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ ВИДА
  • Теория Деятельности
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели
  • Хоппе методика исследования уровня притязаний
  • ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЕ
  • ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?
  • градиент цели
  • деятельности теории
  • здесь и теперь
  • пограничные ситуации
  • после этого значит по причине этого
  • теория деятельности
  • цели человеческой жизни
  • четыре вида мудрости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь