троп


троп
        ТРОП (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — термин, исходно обозначающий слово или выражение, употребляющееся одновременно в двух смыслах: прямом (буквальном) и косвенном (иносказательном). Понятие Т. было разработано еще в античной поэтике и риторике. В последующем оно стало использоваться как родовое понятие для разных видов иносказаний (таких, напр., как метафора, метонимия, синекдоха, ирония, оксюморон). Однако идея двойственности смысла, выражаемая в понятии Т., используется не только для описания стилистических приемов. Античные скептики рассматривали Т. как выражения изменчивости вещей, о которых возможны только двусмысленные высказывания. Эта двусмысленность, с необходимостью возникающая в познании, свидетельствует о бессмысленности поиска единственной и неизменной истины. Иными словами, для скептиков Т. выступают как аргументы в пользу непознаваемости мира (напр., у Энисидема). В средние века обращение к Т. стало одним из важнейших методов богословия. Здесь можно обнаружить совершенно иную, нежели у скептиков, познавательную установку, выразившуюся в отношении к идее двойного смысла. Двусмысленность (двуосмысленность) не есть свидетельство тупика познавательных усилий, а единственный способ познания трансцендентного. Любое слово, сказанное о трансцендентном, по сути, ошибочно, поскольку предназначено для обозначения сущностей, принадлежащих этому миру. Однако, будучи рассмотрено как Т., оно оказывается способным «превзойти собственное значение», выразить иной, отличный от буквального, смысл. Подобная идея свойственна и современной философской герменевтике. В частности, П. Рикёр указывает на необходимость двойственной интерпретации всякого культурного символа, который, наряду с буквальным, всегда имеет и косвенный смысл. Задача истолкования, стоящая перед герменевтикой (методы которой востребованы во всяком гуманитарном исследовании), состоит не только в том, чтобы раскрыть этот второй смысл, но также и в том, чтобы удержать оба смысла — прямой и косвенный, — предложив, таким образом, несколько интерпретаций символа. Интересно, что подход, ориентированный на двойственность смысла и, следовательно, прибегающий к понятию Т. (хотя и без использования этого термина), Рикёр обнаруживает у многих мыслителей прошлого. Наиболее показательны примеры Г. В. Ф. Гегеля, который, наряду с непосредственным содержанием каждого исторического феномена, стремится усмотреть его место в последующем развитии духа, и 3. Фрейда, интерпретирующего всякое человеческое действие как проявление скрытого смысла, укорененного в бессознательном. Можно добавить, что аналогичный ход мысли присутствует и у К. Маркса, который рассматривает всякое явление духовной жизни как «превращенную форму», т.е. как созданный средствами культуры символ экономических отношений.
        См. также «Конфликт интерпретаций»
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    вставка, гендиазис, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, рысь, синекдоха, сравнение, фигура стилистическая, эпитет


Просмотров: 687
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Статья как жанр публицистического стиля
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь