|
биографический методбиографический метод БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от лат. biographia — жизнеописание) — метод исторического подхода к творцам произведений культуры, науки и философии, при котором объектом исследования становятся жизненная и идейная траектория авторов, воплощающаяся в личных документах (автобиографиях, биографиях, переписке и др.). У ж е первые исследования истории философии строились на основе доксографии, где в центре внимания было описание мнений различных мыслителей, объединенных в философские школы. История искусства эпохи Возрождения началась с книги Д. Вазари, содержащей описание 161 биографии («Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». 1550.; рус. пер.: М., 1956—71. Т. 1 — 5.). В истории естествознания Б. м. впервые был использован Д.Ф. Араго («Биографии знаменитьгх астрономов, физиков и геометров». Спб., 1859— 1861. Т. 1 — 3 ) . В обобщенном виде Б. м. был представлен В. Дильтеем как один из методов понимания в «науках о духе», противостоящий методам каузального и аналитического объяснения в естествознании (Дилътей В. Введение в науки о духе // Собр. соч. М., 2000. Т. 1.). Для него — это метод рефлексивного осознания духовной жизни в гуманитарных науках (от истории до педагогики), позднее соединенный с методами герменевтики. Документы — биография и автобиография, — сохраняющие свидетельства о жизни личности и позволяющие осмыслить структуру ее действия, трактуются им как наиболее полное и совершенное осознание историчности мира жизни и духа. В начале 20 в. Б. м. стал использоваться социальными науками, прежде всего — социологией и социальной психологией. Его задача — понимание субъективной стороны общественной жизни, выявление типов личности и характерных для них интерпретаций социальных процессов и явлений. Б. м. основан на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит свое выражение личное отношение к пережитой или переживаемой общественной ситуации. Впервые был использован УИ. Томасом и Ф. Знанецким в книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1919). Они проанализировали письма и автобиографии польских эмигрантов, чтобы выяснить взаимодействие между ценностями в новой для них стране и прежними установками личности, механизмы изменения их установок в процессе приспособления к новым условиям. Б. м. широко использовался в 20—30-е гг. (Г. Д. Лассуэлл, Ч. Х. Кули, Д ж. Г. Мид), а после 2-й мировой войны — в Польше, где проводились массовые конкурсы на описание своей жизни (особенно при изучении ценностных ориентации личности). Главный недостаток Б. м. состоит в том, что нередко субъективные оценки превращаются в показатели объективных процессов. Для преодоления этого изъяна Б. м. его все более соединяют с просопографией. А.П. Огурцов Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|