Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 семантического радикала метод



семантического радикала метод


семантического радикала метод
        СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА МЕТОД — принадлежит к классу методов экспериментальной семантики и является одним из объективных методов анализа значения путем выделения его ассоциативных полей. С. р. м. относится к числу условно-рефлекторных методик (С.К. Шварц —1954, О.С. Виноградова, Е.Н. Соколов— 1958; А. Р. Лурия, О.С. Виноградова — 1971), где критерием семантической близости исследуемых объектов является перенос (генерализация) условно-рефлекторной реакции с одного объекта на др., семантически с ним связанный. В исследовании А.Р. Лурии, О.С. Виноградовой предъявление ряда понятий (напр., скрипка, мандолина) определенного семантического класса (музыкальные инструменты) сопровождалось отрицательным подкреплением — ударом электротока. Дальнейшее предъявление семантически связанных понятий вызывало оборонительную реакцию, а понятия, более косвенно связанные с подкрепляемыми (соната, концерт и т.п.), вызывали ориентировочную реакцию. Слова, семантически не связанные с подкрепляемыми, не вызывали ни оборонительную, ни ориентировочную реакции. Последние регистрировались с помощью плетизмографа — прибора, позволяющего фиксировать сжатие и расширение кровеносных сосудов головы и конечностей (пальца руки). Оборонительная реакция связана со сжатием сосудов мозга и сосудов периферии, а ориентировочная — со сжатием сосудов конечностей и расширением сосудов мозга. На основе записи этих реакций строилось семантическое поле объектов, связанных с подкрепляемыми; причем по силе и характеру реакции (оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и периферию этого семантического поля. Генерализация условно-рефлекторной реакции в норме осуществляется по семантическим связям (скрипка—виолончель), а для умственно отсталых по фонетическим (скрипка—скрепка). Отличительной особенностью С. р. м. является то, что испытуемые, как правило, не осознают основания, по которому происходит подкрепление током исследуемых понятий, и выдают реакции на неосознаваемом уровне, образующим, по мнению А.Р. Лурии, фон любого познавательного процесса. Это положение получает дополнительное подтверждение при сопоставительном анализе С. р. м. и метода семантического дифференциала (см. Семантического дифференциала метод). Так, в исследовании В. Ф. Петренко, посвященном формированию искусственных понятий путем семантических «срезов» с помощью указанных методик, было выявлено, что испытуемые могут давать адекватные оборонительные реакции на существенные признаки на неосознаваемом уровне, фиксируемом с помощью семантического радикала, в то время как на сознательном уровне при оценке объектов с помощью методики семантического дифференциала эти признаки не выделяются и не осознаются. Таким образом, достоинством С. р. м. является применимость его для исследования развитии значений в онтогенезе, при исследовании актуальной динамики формирования понятий, в общей, нейро- и патопсихологии.
        В.Ф. Петренко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1120
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Атеросклероз сосудов головного мозга
  • Время Реакции
  • Время реакции (reaction time)
  • Время реакции выбора (choice reaction time)
  • Выготского–Сахарова методика формирования искусственных понятий
  • Ганнушкина эпилептоидный тип реакции
  • Метод Кожно-Гальванической Реакции
  • Метод Личностного Семантического
  • Метод Семантического Дифференциала
  • Метод Семантического Радикала
  • НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
  • Осгуда методика семантического дифференциала
  • Реакции
  • СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОДЫ
  • Склероз сосудов головного мозга
  • Суицидоопасные личностные реакции
  • Суицидоопасные непатологические ситуационные реакции
  • Характерологические реакции
  • Циркулярные Реакции
  • аналитика понятий
  • метод дифференциала семантического
  • метод радикала семантического
  • метод реакции кожно-гальванической
  • метод семантического дифференциала
  • метод семантического радикала
  • семантического дифференциала метод
  • семантического дифференциала метод
  • семантического радикала метод
  • формирование реакции
  • циркулярные реакции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь