|
ритмритм РИТМ (от греч. rhythmos — такт, ровность в движении; стройность, соразмерность, пропорциональность; образ, вид, фигура) — закономерное чередование соизмеримых элементов, их повторность и мерность. Ритмическая упорядоченность движения, проявляющаяся в членении времени и пространства, является фундаментальным принципом организации и самоорганизации сложных эволюционирующих систем. Р. организует и регулирует гомеостаз системы, участвует в формообразовании, в координации элементов, частей и целого системы, в кооперации коэволюционирующих систем, в синхронизации разных масштабов и уровней иерархических системных объектов. Ритмические соотношения обнаруживают себя в природных явлениях, в социокультурных процессах, в совместной деятельности людей, в искусстве. В науке для описания временной упорядоченности используют парные понятия Р. и цикла. Циклическое возвращение системы в исходное состояние через определенный промежуток времени задает крупный масштаб мерности движения, внутри которого слаженность процессов организуется более дробными ритмическими построениями. Циклы и ритмы в динамических системах определяют временную метрику каждого уровня материальной организации. В зависимости от объекта исследования выделяют астрономические, тектонические, биосферные, организменные, радиологические и пр. Р. и циклы. В масштабах сложного целого локальные циклы вкладываются в более глобальные; один цикл в своей очередности может накладываться на другой, менять свой темп. Напр., циркадные часы определяют суточные Р. многих физиологических процессов, и хотя они синхронизируются сменой света и темноты, другие факторы — температура окружающей среды, время питания, стресс — могут сместить во времени эти процессы. Проблемы ритмической синхронизации процессов с разной метрикой остаются мало изученными. В общественных науках (экономике, политике, истории) ритмические соотношения изучаются путем построения моделей волновой динамики и жизненных циклов. Установлено, что периодическую повторяемость социокультурных процессов могут обусловливать как внешне-природные (экзогенные), так и внутрисистемные (эндогенные) факторы. В искусстве, особенно в музыке и стихосложении, Р. считается одним из самых основных формообразующих и выразительных средств. Ритмическая организация реализуется и в ближайших и в отдаленных соотношениях, образуя метр (чередование опорных и неопорных долей), создавая фигуры за счет повторений, синхронизируя отдельные метроритмические рисунки в целостной композиции. В живописи и архитектуре пространственный аспект Р. проявляется в создании композиций по законам симметрии, а временной — в процессах восприятия. Произведения искусства могут отражать природные Р., в том числе и жизненно важные для человека, что используется в искусствотерапии. С Р. как эстетической категорией связывают понятие эвритмии — благородства в движениях и благозвучия в музыке (Платон). Изучение ритмических гармоник особенно ценно для творчества и практической деятельности человека: благоприятный момент (период), обеспечивающий успех и полноту реализации замысла, во многом определяется усилением творческого потенциала за счет резонанса с природными ритмами. ИЛ. Герасимова Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|