рефлексы РЕФЛЕКСЫ (от лат. reflexus — повернутый назад, отраженный) — реакции организма на раздражения рецепторов. Возникшее возбуждение передается в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передается к различным органам (мышцам, железам и др.). В 1863 И.М. Сеченов высказал мысль, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть Р. Это положение было развито И.П. Павловым в его учении о высшей нервной деятельности. Врожденные Р. он назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни — условными.
Структурную основу всех Р. составляет рефлекторная дуга. Она состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, чувствительных или афферентных волокон, по которым сигналы поступают в центральную нервную систему; из вставочных нейронов, обрабатывающих полученную информацию; из афферентных нервных волокон, осуществляющих передачу двигательных команд на периферию. Представление о рефлекторной дуге ввел в науку Р. Декарт. Но если он рассматривал Р. только как простейшие движения, то И.М. Сеченов распространил идеи рефлекторной теории и на психическую деятельность человека, а И. П. Павлов доказал, что рефлекторная деятельность лежит в основе всех форм обучения человека.
Биологическое значение Р. состоит в поддержании функционирования целостности живого организма и постоянства его внутренней среды, а также в обеспечении эффективного взаимодействия организма с внешней средой (адаптивное поведение). В нормальных условиях Р. осуществляются не изолированно, а объединяются в сложные рефлекторные акты.
В начале 20 в. существенное влияние в России имела рефлексология — естественнонаучное направление в психологии, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева. Считая вслед за Сеченовым, что всякий мыслительный процесс имеет объективное проявление, ее представители изучали Р., протекающие с участием головного мозга. О.Е. Баксанский
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
И.Т. Касавин.
2009.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.