Путь к очевидности


Путь к очевидности
        «ПУТЬ К ОЧЕВИДНОСТИ» — произведение рус. философа И.А. Ильина, подводящее итог его философской деятельности (1957; Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 3). Основное внимание в нем уделяется анализу своеобразия философского знания по сравнению с другими типами знания, осмыслению тех путей, придерживаясь которых, оно может плодотворно развиваться.
        Метод философского исследования, предлагаемый Ильиным, близок феноменологическому методу Э. Гуссерля. Но если Гуссерль использует преимущественно рационально-мыслительные средства, то Ильин обращается к арсеналу всех духовных и душевных сил человека. Одновременно он расширяет содержание понятия интенциональности, заменяя его понятием предметности. Предметность сохраняет все основные характеристики интенциональности, но сверх того добавляет к ним способность человека выделить самое существенное в интересующем его предмете.
        Второе центральное понятие философии и гносеологии Ильина — понятие очевидности. Его содержание он очерчивает, пользуясь преимущественно художественно-описательными средствами, но чаще всего ограничивается обстоятельно описанными и прокомментированными примерами. Очевидность играет важную роль не только в гносеологии — где в основном совпадает с понятием истины, — но и во всех других сферах духовной жизни, к которым обращается философия. В каждой из них опыт очевидности осуществляется и накапливается по-своему. Так, тот, кто желает установить, что есть верное знание предмета и как оно достигается, должен осуществить и накопить обширный и разносторонний опыт познавательной деятельности. Вне этого реально пережитого и неутомимо собираемого опыта теория познания мертва и пуста. Философ, не работавший в качестве исследователя ни в одной науке, неприемлем в качестве гносеолога, сколько бы тысяч страниц он ни прочел, ни написал на профессиональном жаргоне отвлеченной мысли. Ибо акт очевидности требует от исследователя дара созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету (см. С. 500—501).
        Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда философ обращается к исследованию религии, нравственности, искусства. К какой бы сфере духовного опыта он ни обратился, основное правило пути к очевидности гласит: «Сначала — быть, потом — действовать, и лишь затем — из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного и даже мучительного, делания — философствовать» (С. 506). Только следуя этому правилу, философия может стать деятельностью, придающей человеческому бытию предельную предметность и очевидность. Другое необходимое условие достижения этой цели — правильное понимание природы и состава духовных средств, с помощью которых созидается и обогащается философское знание. Философская мысль «опять должна стать созерцающей, интуитивной, повинующейся сердцу, так что все пути будут вести к сердцу, исходить из сердца» (С. 424).
        В.И. Кураев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1330
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Крестный путь
  • МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
  • Окольный путь убеждения
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПУТЬ
  • Правильный Путь К Спасению
  • Путь
  • Путь
  • Путь Святого Иакова
  • Русский Путь
  • Субботний путь
  • Субботний путь
  • благородный путь
  • восьмеричный путь
  • объект сексуальный: выбор: путь
  • объект сексуальный: нахождение: путь
  • понятие: содержание
  • путь
  • путь девяти дворцов
  • путь истинного единства
  • путь истинного царя
  • путь совершенного правителя
  • путь, пронзающий единым
  • субботний путь
  • царский путь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь