|
первичные и вторичные качествапервичные и вторичные качества ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — гносеологическое представление о существовании двух родов чувственных образов качеств объектов материальной действительности, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия этим качествам. Это представление, существовавшее еще у античных атомистов и встречающееся в средневековой схоластической философии, в философии Нового времени разделял Р. Декарт, а наиболее ясно и обстоятельно изложил Дж. Локк в «Опыте о человеческом разумении». Согласно Локку, есть первичные, или первоначальные, качества тел — это протяженность, форма, плотность, подвижность. Они неотделимы от тел и вполне адекватно воспринимаются субъектом, т.е., по терминологии Локка, возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не схожие с порождающими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло и холод как таковые, т.е. в том специфическом чувственном виде, в каком они являются в человеческом восприятии, не существуют в самих телах. И если о них говорят как о качествах тел, то это вторичные качества, производные от первичных. Представление о П. и в. к., вызвавшее в философии немало споров и толкований, ознаменовало собою возвышение теории познания, признающей такое различение, над точкой зрения наивного реализма, крайне примитивно истолковывающего адекватность чувственных образов у субъекта вызывающим их объективным качествам предметов реальной действительности. Чувственное восприятие дает субъективный образ объективного мира, и этот субъективный аспект восприятий весьма разнообразен. Субъективные компоненты имеют место в чувственном отображении всех качеств, не только так называемых вторичных, но и первичных (например, в чувственном восприятии размеров и форм тех или иных объектов). Имеющиеся различия в характере и точности чувственных образов зависят от строения и физиологических особенностей органов чувств, сформировавшихся в ходе эволюции в связи с их специфической функцией в жизнедеятельности субъекта. Философские решения всегда возникают в определенной культурно-научной атмосфере. Представление о существовании П. и в. к. в эвристическом отношении было очень ценным для математизированного естествознания, которое в эпоху Декарта и Локка становилось ведущей отраслью науки. Не случайно этого представления придерживались Г. Галилей и Р. Бойль, понимавшие, что в основу объективного исследования предметов и явлений природы должны быть положены те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым применить их не представляется возможным, следует попытаться редуцировать к первым. Последующие успехи, достигнутые в оптике, акустике и учении о теплоте, показали плодотворность такого подхода. В собственно же философской сфере это представление было одной их предпосылок того внимания, которое, особенно после появления критической философии И. Канта, стали уделять субъективным аспектам человеческого познания многие эпистемологические концепции. АЛ. Субботин Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|