Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
откровение религиозноеоткровение религиозное ОТКРОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — в монотеистических религиях непосредственное личное изъявление воли Бога как абсолютной истины, обычно оформляемое в текстах, имеющих священный статус. О. р. в собственном смысле слова существует только в иудео-христианской традиции, поскольку субъектом Откровения является Бог, который по своей воле открывается человеку. В противоположность этому, например, в индуистских Ведах субъектом Откровения оказывается вовсе не божество, а человек: именно он просит божество «услышать» жертвенный призыв или слова молитвы; буддийские же тексты (особенно махаянские) фиксируют определенный психотехнический опыт, не имеющий внешнего источника. Только в иудаизме Бог начинает пониматься как личность и как субъект волеизъявления, требующий от человека отклика, и «именно эта персональность иудейского Бога делает возможной идею Откровения» (С.С. Аверинцев). Из иудаизма сложившееся понятие О. р. переходит в христианство и ислам. Однако в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама как «религий книги», высшим Откровением является Сам Христос, в Личности Которого через Боговоплощение раскрывается полнота Божества (Кол 2, 9) и абсолютная истина (Ин 14, 6). Соответственно, все откровения Бога в Ветхом Завете, с точки зрения христианства, должны прочитываться в перспективе «события Христа». О. р. имеет сложную структуру, по-разному воспринимаемую в различных традициях. Его смысловым центром является Священное писание, статус текстов которого также различается (в христианстве Ветхий Завет подчинен Новому Завету; в исламе Коран, построенный на ряде иудео-христианских сюжетов, отменяет предыдущие откровения). Др. аспектом О. р. является Священное предание, которое согласно ряду традиций, дает единственно адекватное понимание Священного писания (католицизм, православие, Талмуд). В противоположность этому пониманию Священного предания в монотеистических религиях формируются общины, отрицающие существующее Предание и требующие возврата к Писанию (караимы, Реформация), либо настаивающие на продолжении Откровения (иоахимизм, различные формы «Третьего завета»). Православное богословие (Климент Александрийский, Максим Исповедник и Григорий Палама) говорит, что «откровение Бога» в мире происходит посредством нетварных энергий, или «логосов», которые суть логосы того Единого Логоса, который в Воплощении стал Иисусом Христом. Схоластическая, а позднее протестантская теология строго разграничивает О. р. общее (данное всем людям через природу, историю и совесть) и особое (данное верующим через Писание, Завет и Личность Христа). Проблема их соотношения выливается в схоластическую проблему веры и разума, основными решениями которой явились крайний иррационализм (средневековая мистика, позже С. Кьеркегор, религиозный экзистенциализм и К. Барт), теория двойственной истины (аверроизм, И. Дуне Скот, Помпонацци) и попытки синтеза (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Ж. Кальвин). В средневековых ересях и протестантизме получает развитие идея О. р. как непосредственного личного общения с Богом через Писание, достигающая кульминации в мистике Нового времени (квакеры, рантеры, шейкеры); при этом реакцией на крайний индивидуализм становится формирование протестантской ортодоксии и символических книг, значение которых однако, подчинено Писанию. В то же время развитие идеи личного и продолжающегося О. р. на исходе Нового времени приводит к идее внебиблей-ского О. р. (мормонизм, рус. софиология, бахаизм) или к актуальной эсхатологии на основе произвольной экзегезы (Свидетели Иеговы). Реакцией на это в 20 в. становится усиление требований возврата к истинной полноте О. р. в различных версиях фундаментализма. О. В. Несмиянова Лит.: Аверинцев С.С. Откровение // ФЭ, т. 4. М., 1967; Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, т.1. М., 1997; Эриксон М. Христианское богословие. СПб.,1999; Baillie /. The Idea of Revelation in Recent Thought. Grand Rapids, 1975; Berkouwer G.C. General Revelation. Grand Rapids, 1952; BrunnerE. Revelation and Reason. Philadelphia, 1948; Revelation and the Bible, ed. J. Walwoord. Chicago, 1972; Warfield B. Revelation and Inspiration. Philadelphia, 1949. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|