|
нуснус НУС (от греч. vovc, — ум, разум, дух) — категория греч. философии, означающая разумное начало в человеке и мире. В отличие от др. ментальных терминов, Н. указывает на интуитивное целостное схватывание истины. Категориальное значение Н. приобретает в философии Анаксагора как правящее, всепроницающее, всезнающее и ни с чем не сливающееся начало. Н. соединяет в себе целевой (предел стремлений) и причинный (задание вихревого ритма) принципы. У Платона Н. также спорадически выступает как организующее космос начало (Tim. 29d—31b). У Аристотеля Н. — системная категория, обозначающая разум в двух аспектах: 1) как мировой перводвигатель и цель всего сущего (Met. XII); 2) как высшая познавательная способность души, «форма форм» (Dean. Ill, 8). Аристотель различает актуальный Н. — бессмертный и тождественный своему предмету, — и потенциальный Н., пассивно и фрагментарно отражающий истину. Бессмертна та часть души человека, которая смогла причаститься активному Н. Позднеантичная философия пытается так или иначе суммировать учения Платона и Аристотеля о Н. Наиболее важная версия — неоплатонизм. У Плотина Н. — средний элемент в троичной иерархии мира. Он порожден Единым и, в свою очередь, порождает Душу. Сам по себе он — бытие, прекрасный космос божественных идей-образцов, принцип двойственности (как субъект-объектная диада). Поздний неоплатонизм (Ямвлих, Прокл) дает более изощренную дифференцированную структуру Н. Средневековая христианская философия сохраняет античную семантику Н, отождествляя его с универсумом ангелов и с высшими состояниями в молитвенной практике. Лат. аналог Н. — intellectus. Позднейшая традиция сохраняет содержание концепта в рубрике «Разум», иногда противопоставляя его дискурсивному «рассудку». Особенно близки античной теории Н. учения о Разуме в философии Г. В. Ф. Гегеля и Ф. Шеллинга. АЛ. Доброхотов Лит.: Посев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994; Романский И Д Анаксагор. М, 1972; Савельева ОМ. Содержание понятия «нус» в греческой литературе VII—VI вв. до н.э. // И з истории античной культуры. М., 1976; Брентано Ф. Психология Аристотеля в свете его учения о vovc, тюптпка; (главы из книги) // Историко-философский ежегодник. 2002. М., 2003; Peters P.E. Greek philosophical terms. N.Y., 1967. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|