|
Негативная диалектикаНегативная диалектика «НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА» — главный теоретический труд нем. философа В. Теодора Адорно, итог его критического анализа современного индустриального общества. Основной смысл данной книги, изданной в 1966, состоит в критике «господства» идеологии и защите индивидуума в его противостоянии процессу централизации и управления. Отправляясь от «парадоксальной диалектики» С. Кьеркегора, «критической гносеологии» Ф. Ницше и «критической теории» Франкфуртской школы, Адорно подверг критике диалектику И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля как недостаточно отрицательную, учение К. Маркса — как не соответствующее современности, и обосновал необходимость «негативной диалектики» как «твердого», «непоколебимого» (unbeirrt) отрицания, действующего, прежде всего, в социальной сфере. О характере современного буржуазного общества говорится как об «антагонистической целостности» с такими признаками общего кризиса, как ложные условия общественного бытия, примат общего над особенным, социальный кризис индивида, конфликты в масштабе всей земли, прогресс техники разрушения и др. Негативная диалектика понималась как один из способов мышления, противоречивый сам по себе и направленный на выявление противоречий в реальности. Истоки и принципы осуществления «господства» репрессивной общественной системы над человеком Адорно усматривал в парадоксах самого сознания, осмысляющего действительность посредством понятий и категорий, нацеленных, главным образом, на установление «тождества». Тождественное и нетождественное оказываются центральными категориями негативной диалектики. «Нетождественное», «неидентичное», «индивидуальное» в общественной жизни подавляюется заложенной в понятии тенденцией «господства». Отсюда — критика Адорно понятийного мышления как отождествляющего, приводящего, в конце концов, к стандартизации мышления и господству стереотипов, и защита диалектичности понятия, которое по своей природе содержит в себе иное, не охватываемое классификационным мышлением. Отсюда — главная функция негативной диалектики, ее гносеологическое предназначение: она должна служить «расколдовыванию» понятий и выявлению непонятийного, которое стоит ближе к реальности и обнаруживается с помощью «логики распада»«, т.е. разрушения связей, отношений и прочих принципов единства и всеобщности и замены их принципом отрицания тождественности. Негативная диалектика нацеливает на расшифровывание др. (иной) реальности, гораздо более важной, чем та, которая зашифрована в логике и языке фактов. В этом смысле она выполняет освободительную, т.е. в определенном смысле позитивную, функцию. В качестве методологии негативная диалектика подвергает критике синтез как акт отождествляющего мышления и отдает предпочтение анализу как нацеленному на отдельное, единичное, особенное, которые всегда подчинены всеобщему; выдвигает положение о ложности систематического знания и независимости истинного значения от обобщающих и доступных логическому мышлению вообще методов познания действительности. Негативная диалектика должна направлять к некатегориальным формам мышления, к «несистемной мысли» и посредством анализов, состоящих, главным образом, из отрицаний, способствовать выявлению неидентичного, нетождественного. В противовес засилью формально-логического мышления выдвигается призыв «мыслить моделями», опирающимися на опыт, на практическое знание и на образное мышление. На этом основании сам Адорно не считал негативную диалектику в методологическом смысле «тотальным отрицанием». Полемизируя с экзистенциалистами (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр), он порицал их за «бесплодный нигилизм». Однако предложенные им модели свободы, морали, освобожденного общества также подвергались критике как чисто умозрительные и неопределенные. Основные положения негативной диалектики касаются, прежде всего, социального познания; она претендует на то, чтобы быть методологией культурного и общественного развития общества, т.е. социальной теорией. В этом плане в ней прослеживается влияние Гегеля, Маркса, отчасти 3. Фрейда. Ее социальный критицизм направлен против конформистских тенденций современного индустриального общества — на выявление противоречий в самой социальной структуре, которая всегда была антагонистической, но с развитием техники приобрела новые механизмы принуждения, в зависимость от которых попал человек. Адорно раскрывает их посредством современных (по сравнению с Марксом) феноменов «отчуждения» и «господства», и в этом плане его критику действительно можно назвать тотальной. Социальные прогнозы философа не дают четкой перспективы, ибо, по его словам, «темно небо, загорожен горизонт». Концепция получила широкую известность благодаря критическому пафосу как программное произведение «критической теории» Франкфуртской школы. ИЛ. Фарман Лит.: Adorno Th.W. Negative Dialektik. F / M., 1966; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. М., 1986. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|