|
натурфилософиянатурфилософия НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы; часть философии, призванная истолковать первоначала, связи и закономерности природных явлений из общих принципов. Впервые понятие philosophia naturalis встречается у Сенеки; в Англии термином «натуральная философия» до 19 в. обозначалось теоретическое естествознание. Родоначальниками Н. были античные философы-досократики, которые обсуждали проблемы начала и гармонии космоса, круговорота природных стихий, происхождение жизни и т.п. У Аристотеля место Н. начинают занимать естественные науки. Новый интерес к Н. приходится на эпоху Возрождения. Дж. Бруно, Т. Кампанелла, И.Дж. Кардан, Парацельс строили натурфилософские системы на основе пантеизма, приписывая материи жизненные и духовные силы. Представители нем. Н. начала 19 в. (В. Гёте, Ф. Шеллинг, Л. Окен, В.Ф. Гегель, К. Г. Карус и др.) полагали, что ньютоновское естествознание является односторонне-механистической формой понимания природы и противопоставляли ему Н., исходящую из идей единства духа и природы, субъективного и объективного. Природа представала у них как органическая целостность, а не слепой механизм; соответственно отрицался механистический редукционизм и примат количественных методов над качественными. Интеллектуальная интуиция и диалектическое развертывание понятий замещали эксперимент и причинные объяснения. Наряду с этим в Н. восстанавливался уже порядком забытый к 19 в. язык природных «стихий» и идея единства «макрокосма» и «микрокосма». Все это приводило к появлению построений, выходящих за пределы не только норм научного познания, но и здравого смысла. С.Н. Трубецкой так оценивал эту сторону Н. нем. идеализма: «Это были оргии априорной фантастики, каким до тех пор никогда еще не подвергался человеческий ум. Теперь нам трудно представить себе, чтобы эти гностические рапсодии, эти грубые сказки сказывались в нашем веке и слушались с полнотою веры, как откровение высшей мудрости. Нам ближе, нам понятнее учения несравненно более древние, чем эти философемы, где газы разрежались в логические категории и логические категории сгущались в материальные силы и тела» («О природе человеческого сознания»). После краткого периода популярности эта Н. подверглась жесткой критике со стороны крупнейших ученых 19 в. (Ю. Либих, К. Гаусс, Г. Гельмгольц, Л. Больцман и др.), а также многих философов. В середине 19 в. развивались также материалистические варианты Н. (Л. Бюхнер, Я. Молешотт), к которым во многих отношениях относится и «Диалектика природы» Ф. Энгельса. Позднее натурфилософские построения возникли на базе эволюционного учения Дарвина, из них наиболее популярным был монизм Э. Геккеля. В начале 20 в. в сфере философии неорганической природы к Н. относится энергетизм В. Оствальда, органической — витализм Г. Дриша. Ныне большинство философов отрицают возможность Н. как особой философской дисциплины. Ее современным критическим аналогом можно считать одно из направлений в философии науки, в рамках которого предлагаются обобщенные «научные картины мира», базирующиеся на фундаментальных научных теориях и концепциях (на теории относительности, квантовой механике, космологических моделях, синергетике и т.пп.). В.П. Филатов Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|