наблюдаемости принцип


наблюдаемости принцип
        НАБЛЮДАЕМОСТИ ПРИНЦИП — один из основных регуляторов научного познания. Данный принцип выражает требование, в соответствии с которым теоретическая модель, построенная исследователем, должна быть эмпирически обоснована. Это значит, что среди ее предпосылок можно найти такие, которые опираются на чувственно непосредственное восприятие некоторых свойств и сторон действительности. Кроме того, хотя бы некоторая часть логически выводимых из такой модели следствий также предполагает указание на конкретные объекты и явления, существующие в предметной реальности. Н. п. сыграл существенную роль в становлении классического естествознания, способствовав отделению экспериментального естествознания от умозрительно-спекулятивных подходов, сформировавшихся в рамках древней и средневековой познавательных традиций. Его введение было связано с тем, что люди стали постепенно осознавать несовпадение отдельных чувственных впечатлений, возникающих у человека при его повседневном взаимодействии со средой, и действительной сущности реальных явлений и событий, выявляемых исследователями в процессах специализированной познавательной деятельности. С этой точки зрения, научное описание мира не может строиться на основании разрозненных, изолированных друг от друга актов чувственного созерцания индивидом каких-то явлений. Факты науки, входящие в структуру человеческих знаний о мире, представляют собой результат специально организованных наблюдений, обработанных средствами теории. Поэтому требование отличать «видимое», «кажущееся» от «действительного» стало одним из регулятивных принципов, способствующих оформлению научного познания в качестве особого вида социокультурной деятельности. На необходимость подобного различения обращали внимание многие авторы. В частности, один из представителей английского эмпиризма — Дж. Локк — еще в 17 в., настаивая на фундаментальности чувственного познания для получения человеком истинных знаний о мире, подчеркивал различие так называемого «внешнего опыта» (связанного с актами восприятия индивидом действительности) и «внутреннего опыта» (наблюдения, направляемого человеком на самого себя). И действительное знание, как считал Локк, возникает на основе синтеза «первичных качеств» (результатов внешнего опыта) и «вторичных», отражающих особенности психического мира человека. Вместе с тем именно научное наблюдение, как специально организованная познавательная процедура, на протяжении долгого времени рассматривалось представителями классического естествознания в качестве источника всех знаний, производимых ими.
        Развитие познавательной деятельности постепенно изменило представления о характере Н. п. Включение в сферу исследовательской деятельности таких объектов физической реальности, которые принципиально не могут быть непосредственно восприняты, привело к широкому использованию всевозможных приборных средств, позволяющих наблюдать лишь следы проявления сторон и свойств физической реальности, не фиксируемых исследователями непосредственно. Поэтому в современной науке большая часть производимой учеными информации получена с помощью теоретических средств. Но Н. п. до сих пор остается одним из важных регуляторов исследовательской деятельности, хотя и в более узких пределах, чем раньше.
        С. С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1300
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Восприятие Человека Человеком
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Изучение деятельности
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • НАБЛЮДАЕМОСТИ ПРИНЦИП
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • РЕАЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Теория Деятельности
  • Фрейда принцип реальности
  • вера в теории познания и философии науки
  • восприятие человека человеком
  • деятельности теории
  • деятельности теория
  • красота как методологический принцип познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • операция в теории деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • принцип реальности
  • принцип реальности
  • реальности принцип
  • стиль деятельности индивидуальный
  • строение деятельности
  • теория деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь