мышление творческое


мышление творческое
        МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы М. т. является способностью социально и культурно развитого субъекта (индивидуального и коллективного).
        Имеются различные критерии новаций М. т., а соответственно — и психологические средства его определения, развития и диагностики. Мышление квалифицируют как творческое: по стимулу (есть или нет причина — проблемная ситуация, творческая задача или противоречие — для возникновения инновационного процесса); по результату (было или нет итогом мышления новое открытие, изобретение или какой-либо иной новый продукт); по процессу (был или нет инсайт — момент озарения, осуществлен ли процесс выхода из тупика, преодолен ли стереотип или шаблон мышления); по масштабу (новация состоялась относительно личного опыта субъекта мышления, опыта профессиональной деятельности, опыта культурно-исторической эпохи, опыта человечества).
        Существуют три модели, объясняющие появление новаций в результате М. т.: случайностно-натуралистическая, комбинаторно-технологическая, рефлексивно-гуманистическая. В натуралистической модели творческий процесс объясняется механизмом ассоциаций (Н. Ах, К. Бюлер) или автохтонного переструктурирования гештальтов, т.е. целостных образов проблемной ситуации (М. Вертгаймер, К. Дункер). Открытие нового происходит в результате случайной ассоциации, замыкающей антиципирующую схему, которая возникает при осмыслении человеком вопроса решаемой задачи (О. Зельц). Случайная ассоциация — это «подсказка», необходимая как недостающее звено в логике творческого решения. Близкой по механизму является модель дивергентного, или латерального («бокового»), мышления (Э. Де Боно, П. Торранс), в соответствии с которой открытие обусловлено фантазией и способностью человека генерировать отдаленные ассоциации. Механизм «ассоциаций-подсказок» используется для диагностики и развития творческих способностей в различных формах проблемного обучения (З.И. Калмыкова, A.M. Maтюшкин), общим для которых является стимуляция у обучаемых ассоциативного мышления и сензитивности к подсказкам.
        Технологическая модель М. т. объясняет появление нового качества из старых элементов в результате комбинирования (компиляции). По аналогии с компьютером, М. т. рассматривается как процесс, поддающийся алгоритмизации (Г.С. Альтшуллер) и эвристической оптимизации (В.Н. Пушкин, И.И. Ильясов). Эта модель предполагает возможность обучения, формирования М. т. (П.Я. Гальперин, И.П. Калошина). При функционировании такого механизма успешность творческого решения как возникновения нового качества определяется, в частности, количеством комбинаций (вариантов), их необычностью (оригинальностью), а также способностью отбирать среди них продуктивные. Правила или принципы оптимизации процессов перебора креативных комбинаций называют эвристиками.
        В гуманистической модели М. т. рассматривается не только как интеллектуально, но и как личностно обусловленный процесс (А.В. Брушлинский, Я.А.Пономарёв, И.Н. Семёнов, O. K. Тихомиров). Именно эмоциональные, интуитивные и рефлексивные процессы обуславливают переосмысление и преодоление стереотипов опыта, который оказывается лишь материалом для смыслопорождающих, творческих возможностей человека. Ключевую роль в М. т. имеет процесс осмысления и переосмысления — рефлексия (СЮ. Степанов, И.Н. Семёнов). Главным в диагностике и развитии М. т. является процесс исследования и культивирования этой рефлексии.
        СЮ. Степанов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1390
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Z-процесс (Z-process)
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕСС
  • Вторичный процесс
  • ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
  • КОММУНИКАЦИИ ПРОЦЕСС
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
  • МАРКОВА ПРОЦЕСС
  • ПРОЦЕСС
  • ПРОЦЕСС
  • ПРОЦЕСС ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
  • ПРОЦЕСС ЖИЗНЕННЫЙ
  • ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
  • ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ НОВОГО РЕШЕНИЯ М. ГУЛДИНГ И Р. ГУЛДИНГА
  • Процесс
  • Процесс-психоз
  • Психоаналитический Процесс
  • РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕСС
  • Суицидальный процесс
  • ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  • ЭГО-ПРОЦЕСС
  • Ясперса психический процесс
  • мышление творческое
  • оптимизации мышления методы
  • процесс
  • процесс вторичный
  • процесс первичный
  • психическое как процесс
  • психоаналитический процесс



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь