метод


метод
        МЕТОД — в широком смысле — сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществление определенной деятельности, решение некоторых задач. М. предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого, артикулируемого и контролируемого идеального плана в самых различных видах познавательной деятельности в социуме. Степень этой осознанности и контроля может быть различной, но, так или иначе, осуществление деятельности при помощи того или иного М. в принципе предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и прочее. Таким образом, разработка и применение М. связаны с рационализацией деятельности, с рефлексией над ее предпосылками. Тем самым идея М. противостоит различным формам нерефлексивного поведения, всякого рода неконтролируемым автоматизмам, инстинктообразным реакциям и т.д. Вместе с тем применение уже достаточно отработанных М., формирование которых всегда, предполагая работу рационально-рефлексивного сознания в стандартных непроблемных ситуациях, как правило, оказывается связанным со стремлением к их автоматизации, алгоритмизации, формализации, редукции М. к чистой технике. Однако такая автоматизация и формализация М., в принципе, отлична от автоматизации дорациональных или внерациональных форм нерефлексивного поведения. Во-первых, формальную рациональность (термин М. Вебера) чистой техники М. всегда можно «распредметить», выявив его генезис на содержательном уровне (напр., формализмы логических и математических методов предполагают возможность возвращения на уровень содержательной интерпретации, от которого они были абстрагированы). Во-вторых, применение формализованных алгоритмизированных М., в отличие от автоматизмов нерефлексивного поведения, предполагает способность рефлексивной оценки ситуации в случаях «сбоя» автоматизма М. и соответствующей коррекции деятельности. Разработка и применение М. не всегда связаны с научной рациональностью в точном смысле этого термина. Так, можно говорить уже о существовании М. в древних цивилизациях, в которых еще не было теоретической науки в собственном смысле, а существовало донаучное рецептурно-технологическое мышление, так называемая преднаука (напр., М. расчета строительных конструкций, М. практического землемерия и прочее). Но и в современном обществе в различных формах практической деятельности разрабатываются и применяются М., отнюдь не всегда получающие строгое научно-теоретическое обоснование. Однако, во-первых, и такие М. выступают как формы рационализации деятельности; во-вторых, несомненно, магистральной линией современной цивилизации является разработка М. в самых различных сферах человеческой деятельности на основе научных знаний о тех предметностях, с которыми имеет дело соответствующая деятельность.
        Исторически формирование понятия М., его идеала как руководства к правильному познанию и способу жизни, представление о М. как ценности культуры, связано с возникновением философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. В дальнейшем идея М. становится важнейшим регулятивом научного познания; начиная с Нового времени формируются классические М. научного исследования — индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент и т.д. Рост авторитета научного познания приводит к идее о необходимости разработки строго научно обоснованных М. во всех сферах человеческой деятельности. Процесс воздействия науки на практику особенно усиливается в 20 в. Однако этот процесс требует глубоких изменений статуса и структуры науки, перехода от классического типа научной рациональности, связанного с описанием и объяснением существующего положения дел, к постклассическому типу рациональности, органически включающему проектно-конструктивные функции научного знания.
        М. могут очень сильно варьироваться в зависимости от типов деятельности, в которых они применяются, и от сферы их применимости. Следует выделять частные М. исследования и деятельности в конкретных областях (иногда их называют методиками) и М., находящие свое применение в весьма широких областях науки и практики. Среди М. собственно научно-познавательной деятельности можно различать М. исследования в отдельных дисциплинах, междисциплинарные М. (напр., системно-структурный М.), общенаучные М. (наблюдение, эксперимент, М. идеализации, М. гипотезы и т.д.). Философия также вырабатывает свои М. (напр., трансцендентальный М., диалектический М., феноменологический М.) для решения своих специфических задач. Разработка М. необходима в любой форме деятельности, где так или иначе возможна реализация ее идеального плана. Вместе с тем было бы неправильно абсолютизировать возможность подобной рационализации на основе идеи М., игнорируя моменты спонтанности в отношении человека к миру, необъективируемости некоторых предпосылок и установок этого отношения. См. Методология
        B.C. Швырёв

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    анаскопия, анфлераж, аэрометод, блоттинг, виброметод, декрипитация, космоаэрометод, лучизм, макрометод, манер, манера, метода, микрокаротаж, микрометод, отсадка, прием, путь, радиокип, радиометод, рецепт, симплекс-метод, способ, средство, топкросс, ультрамикрометод, форсайт-метод, экспресс-метод, эхометод


Просмотров: 1391
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Изучение деятельности
  • Индивидуальный Стиль Деятельности
  • Критерий оценки трудовой деятельности (criterion in employment)
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория Деятельности
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • Этические правила речевой деятельности
  • амбиция нарушение деятельности сознания
  • детерминация психической деятельности
  • деятельности Леонтьева теория
  • деятельности Рубинштейна теория
  • деятельности теории
  • деятельности теория
  • индивидуальный стиль деятельности
  • неосознаваемые побудители деятельности
  • операция в теории деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • стиль деятельности индивидуальный
  • строение деятельности
  • теория деятельности
  • теория деятельности Леонтьева
  • теория деятельности Рубинштейна
  • тип высшей нервной деятельности
  • эффективность деятельности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь