|
методметод МЕТОД — в широком смысле — сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществление определенной деятельности, решение некоторых задач. М. предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого, артикулируемого и контролируемого идеального плана в самых различных видах познавательной деятельности в социуме. Степень этой осознанности и контроля может быть различной, но, так или иначе, осуществление деятельности при помощи того или иного М. в принципе предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и прочее. Таким образом, разработка и применение М. связаны с рационализацией деятельности, с рефлексией над ее предпосылками. Тем самым идея М. противостоит различным формам нерефлексивного поведения, всякого рода неконтролируемым автоматизмам, инстинктообразным реакциям и т.д. Вместе с тем применение уже достаточно отработанных М., формирование которых всегда, предполагая работу рационально-рефлексивного сознания в стандартных непроблемных ситуациях, как правило, оказывается связанным со стремлением к их автоматизации, алгоритмизации, формализации, редукции М. к чистой технике. Однако такая автоматизация и формализация М., в принципе, отлична от автоматизации дорациональных или внерациональных форм нерефлексивного поведения. Во-первых, формальную рациональность (термин М. Вебера) чистой техники М. всегда можно «распредметить», выявив его генезис на содержательном уровне (напр., формализмы логических и математических методов предполагают возможность возвращения на уровень содержательной интерпретации, от которого они были абстрагированы). Во-вторых, применение формализованных алгоритмизированных М., в отличие от автоматизмов нерефлексивного поведения, предполагает способность рефлексивной оценки ситуации в случаях «сбоя» автоматизма М. и соответствующей коррекции деятельности. Разработка и применение М. не всегда связаны с научной рациональностью в точном смысле этого термина. Так, можно говорить уже о существовании М. в древних цивилизациях, в которых еще не было теоретической науки в собственном смысле, а существовало донаучное рецептурно-технологическое мышление, так называемая преднаука (напр., М. расчета строительных конструкций, М. практического землемерия и прочее). Но и в современном обществе в различных формах практической деятельности разрабатываются и применяются М., отнюдь не всегда получающие строгое научно-теоретическое обоснование. Однако, во-первых, и такие М. выступают как формы рационализации деятельности; во-вторых, несомненно, магистральной линией современной цивилизации является разработка М. в самых различных сферах человеческой деятельности на основе научных знаний о тех предметностях, с которыми имеет дело соответствующая деятельность. Исторически формирование понятия М., его идеала как руководства к правильному познанию и способу жизни, представление о М. как ценности культуры, связано с возникновением философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. В дальнейшем идея М. становится важнейшим регулятивом научного познания; начиная с Нового времени формируются классические М. научного исследования — индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент и т.д. Рост авторитета научного познания приводит к идее о необходимости разработки строго научно обоснованных М. во всех сферах человеческой деятельности. Процесс воздействия науки на практику особенно усиливается в 20 в. Однако этот процесс требует глубоких изменений статуса и структуры науки, перехода от классического типа научной рациональности, связанного с описанием и объяснением существующего положения дел, к постклассическому типу рациональности, органически включающему проектно-конструктивные функции научного знания. М. могут очень сильно варьироваться в зависимости от типов деятельности, в которых они применяются, и от сферы их применимости. Следует выделять частные М. исследования и деятельности в конкретных областях (иногда их называют методиками) и М., находящие свое применение в весьма широких областях науки и практики. Среди М. собственно научно-познавательной деятельности можно различать М. исследования в отдельных дисциплинах, междисциплинарные М. (напр., системно-структурный М.), общенаучные М. (наблюдение, эксперимент, М. идеализации, М. гипотезы и т.д.). Философия также вырабатывает свои М. (напр., трансцендентальный М., диалектический М., феноменологический М.) для решения своих специфических задач. Разработка М. необходима в любой форме деятельности, где так или иначе возможна реализация ее идеального плана. Вместе с тем было бы неправильно абсолютизировать возможность подобной рационализации на основе идеи М., игнорируя моменты спонтанности в отношении человека к миру, необъективируемости некоторых предпосылок и установок этого отношения. См. Методология B.C. Швырёв Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|