Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 лингвистический поворот



лингвистический поворот


лингвистический поворот
        ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ — изменение характера и стиля философских исследований, происшедшее с начала 20 в. и характеризующееся повышенным интересом к языку. Л. п. был во многом обусловлен формированием лингвистики как науки и выразился, прежде всего, в намерении философов решать метафизические и гносеологические проблемы не путем вопрошания о мире или изучения структур сознания, а посредством анализа языка. У истоков Л. п. стоят Г. Фреге, Б. Рассел, Д.Э. Мур, Л. Витгенштейн. Их подход к философии определяется убеждением, что всякое знание о мире существует лишь тогда, когда оно выражено посредством языка. Следовательно, описание познавательных процедур, равно как и понимание структуры реальности, можно получить, лишь исследуя язык. Начальный этап такого рода исследований отмечен реализмом, состоявшим в убеждении, что структура языка совпадает со структурой реальности, а потому правильное использование языка дает возможность точного выражения знания о мире. В соответствии с этим убеждением, основные трудности познания и связанные с ними гносеологические проблемы являются следствием злоупотребления языком. Поэтому основная задача философии состоит в ревизии нынешнего языка и очищения его от бессмысленных и бесполезных для познания словесных конструкций. Речь шла, прежде всего, о языке науки, а основным методом был избран формальный анализ синтаксиса и семантики. Исследования такого рода были осуществлены в работах Рассела, Витгенштейна, а также в трудах представителей логического позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейман и др.).
        Дальнейшее развитие философских исследований в рамках Л. п. было связано с анализом естественного языка и языковой прагматики. Существенное влияние на подход к языку оказали, в частности, работы Э. Сепира (см. СепираУорфа гипотеза), взгляды которого явно противостоят реализму в философии языка. Согласно его концепции «лингвистической относительности», язык не выражает структуру мира, а, скорее, формирует образ мира человека, пользующегося языком. Из этого следует, что носители разных языков имеют совершенно различное представление о реальности. При этом вопрос о «реальности самой по себе» оказывается эквивалентен вопросу о «вещи самой по себе» в философии Канта. Подобные взгляды на язык были затем развиты в рамках прагматического анализа. Так, согласно У Куайну, картина мира, фиксируемая в структуре используемого в том или ином сообществе языка, принимается исключительно из прагматических соображений. Основная функция языка состоит не в выражении знаний о мире, а, главным образом, в обеспечении коммуникации в сообществе. Анализ коммуникативных возможностей языка был начат еще Ч.С. Пирсом. В 20 в., наиболее значительные продвижения в этом направлении связаны с поздними работами Витгенштейна. В них утверждается, что смысл языковых выражений определяется не отношением к реальности или к сознанию, а лишь характером употребления этих выражений в сообществе; образ мира и содержание сознания человека рассматриваются как нечто производное по отношению к правилам употребления языка. Дальнейшим шагом в этом направлении можно считать трансцендентальную прагматику К.-О. Апеля, который не только обращает внимание на роль коммуникативных языковых правил в формировании картины мира, но пытается показать их априорный характер. В его концепции коммуникативные нормы выполняют функцию, подобную функции категорий рассудка у Канта. Они составляют внеэмирический базис мышления и в этом качестве определяют как структуру реальности, так и методы научного познания.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 863
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Выделительная функция языка
  • Гносеологическая функция языка
  • Знание языка
  • Интегрирующая функция языка
  • Консолидирующая функция языка
  • Контактоустанавливающая функция языка
  • МОДЕЛЬ ГЛУБИННЫХ И ВНЕШНИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • Общественные функции языка
  • Общественные функции языка
  • Поэтическая функция языка
  • Развитие языка
  • Развитие языка
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • Символическая функция языка
  • Символические функции языка
  • Символические функции языка
  • Унификация языка (языков)
  • Функции языка
  • Функции языка (в социолингвистике)
  • Этнические функции языка
  • Этнические функции языка
  • Этносимволические функции литературного языка
  • Этносимволические функции литературного языка
  • Этносоциальные функции языка
  • Этносоциальные функции языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ
  • Языка Функции
  • вера в теории познания и философии науки
  • языка функции (употребление языка)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь