Курс общей лингвистики


Курс общей лингвистики
        «КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ» («Cours de linguistique generale») — курс лекций швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра, опубликованный после смерти автора Ш. Балли и А. Сеше (1916). Главная задача «Курса» — построение научной теории языка. Наука о языке, согласно Соссюру должна отразить два аспекта языковой деятельности. С одной стороны, в ней необходимо описать язык как социальное явление, сформулировать те общественные условия, при которых язык может существовать в качестве особой знаковой системы. С другой стороны, такая наука должна исследовать собственную структуру языка. Поэтому в «Курсе» говорится о двух сторонах науки о языке, которые названы «внешняя лингвистика» и «внутренняя лингвистика». Преимущественное внимание уделяется именно последней. Разработка внешней лингвистики осталась, по-видимому, незавершенным проектом Соссюра.
        В рамках внутренней лингвистики в «Курсе» проводится различие между языком (langue) и речью (parole). Вторую при этом следует рассматривать как актуализацию первого, осуществляемую пребывающим в языковом сообществе индивидом. Все, что индивид актуализирует в речи, уже потенциально присутствует в языке. Речь представляет собой развертываемую во времени (диахроническую) последовательность языковых знаков. Эти знаки включаются в речь в таком порядке, который задан существующей в языке системой отношений. Языковый знак, по Соссюру, представляет собой единство двух составляющих: обозначающего и обозначаемого. Первое есть звуковой образ, воспроизводимый в процессе речи, второе — понятие, выражаемое в речи говорящим. При этом, однако, связь обозначаемого и обозначающего не есть собственное свойство знака и не принадлежит его сущности (постулат произвольности значения; см. Теоретической лингвистики постулаты). Знаки языка не существуют обособленно. Любое свойство знака, в том числе и его способность что-либо обозначать, определено его местом в языке, т.е. совокупностью отношений, связывающих его с другими знаками. В конечном счете, языковый знак есть лишь элемент системы, полностью определяемый отношениями сходства и различия с другими элементами. Поэтому основным исследовательским принципом при изучении всех языковых явлений Соссюр считает системность языка. Наука о языке возможна лишь при условии рассмотрения языка как завершенной системы, определяющей функционирование всех языковых единиц. На этом основании, в частности, Соссюр полагал бессмысленным изучение отдельных слов, напр. с точки зрения их этимологии и истории функционирования в других языках. Слово, как любой языковый знак, понятно лишь благодаря своему месту в синхронически существующей системе данного языка.
        Значение работы Соссюра выходит далеко за пределы теоретической лингвистики. В ней сформулирован важный принцип, определяющий, в конечном счете, как задачи, так и методологию научного познания. Согласно этому принципу, знание не возникает путем наблюдения за отдельными объектами с последующим обнаружением (путем абстракции) их общих свойств и взаимосвязей. Основная задача познания состоит в том, чтобы установить общую логическую форму, или структуру, в рамках которой любой объект может быть понят. Важно, что подобный подход имеет не только эпистемологический, но и онтологический аспект, поскольку общая структура определяет не только познаваемость, но и само бытие объекта. Так, в соссюровской лингвистике языковый знак существует лишь в системе языка. Аналогичную исследовательскую программу в математике примерно в то же время начал осуществлять Д. Гильберт. При аксиоматическом построении геометрии (в работе «Основания геометрии», 1899) он рассматривает ключевые математические понятия как абстрактные объекты, определяемые системой установленных между ними отношений (см. Структурализм в математике). Другая сфера приложения названного подхода — разнообразные исследования в гуманитарных науках (лингвистике, филологии, этнографии, культурологии и др.), проводившиеся в рамках структурализма.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1522
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Cексизм в языке
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Вариативность языка / речи
  • Вариативность языка / речи
  • Гендерная асимметрия в языке
  • Гендерные стереотипы в языке
  • знание-как и знание-что
  • Изменения в языке
  • Изменения в языке
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Книжный Киоск При Государственной Научной
  • красота как методологический принцип познания
  • Монография как жанр научной литературы
  • Науковедение как точная наука
  • Объем коммуникации на языке
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Реабилитация при наркоманиях (drug rehabilitation)
  • Социальная вариативность языка/ речи
  • теоретической лингвистики постулаты
  • Функция и поле речи и языка в психоанализе
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
  • языка функции (употребление языка)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь