Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 исследовательское поведение



исследовательское поведение


исследовательское поведение
        ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. exploratory behaviour) — поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль при овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, при приобретении социального опыта и в развитии личности. В свою очередь, само И. п. функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.
        В основе И. п. лежит важнейшая потребность в новой информации, в новых впечатлениях, знаниях, результатах деятельности. (Близкие по содержанию термины — любознательность, познавательная активность.) Исследовательская мотивация может быть сильнее других потребностей, включая витальные (напр., пищевого и оборонительного). И. п. проявляется в целом ряде различных форм — в наблюдении, экспериментировании, путешествии, в вопросно-ответных формах деятельности и др. Их совокупный эффект чрезвычайно широк. Благодаря этому И. п. выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это разнообразие стремится к постоянному расширению.
        Факторы, вызывающие И. п.: 1) новизна объекта, ситуации; 2) сложность (для развертывания И. п. необходим оптимальный уровень сложности: слишком простые и слишком сложные объекты способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределенность; 4) когнитивный конфликт (несоответствие или противоречие частей информации).
        В И. п. выделяют две взаимосвязанные подсистемы процессов: а) подсистему поиска информации (подсистема приобретения знаний об объекте); б) подсистему обработки поступающей информации (подсистема преобразования и использования знаний). Несмотря на тесную связь, поиск информации и ее обработка — это разные части процесса познания. Здесь используются различные стратегии и средства познавательной деятельности. (Напр., стратегии проведения эксперимента и стратегии обработки полученных в этом эксперименте данных — это два разных, хотя и связанных между собой типа стратегий.) Однозначных корреляций между успешностью поиска информации и успешностью ее обработки нет. Показано, что люди (и взрослые, и дети), которые успешно осуществляют поиск, часто затрудняются обработать найденную информацию, понять и осмыслить ее («экспериментаторы»). Точно так же некоторые люди успешно обрабатывают информацию, найденную кем-то другим, но сами плохо справляются с поиском («теоретики»). Обнаружены и положительные, и значимые отрицательные корреляции между тестами И. п. и тестами интеллекта — они диагностируют разные способности. Тесты И. п. диагностируют способности к приобретению информации в условиях высокой новизны и неопределенности условий и требований. Тесты интеллекта диагностируют не приобретение, а использование ранее полученных знаний в условиях строгой регламентированности и однозначной определенности требований тестового задания.
        А.Н. Поддьяков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 979
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок (eye movement desensitization and reprocessing)
  • ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ
  • ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Исследовательское поведение (exploratory behavior)
  • ОБОСНОВАННОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ
  • Обработка информации (information processing)
  • Обработка информации бессознательная (unconscious information processing)
  • ПАНЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ
  • ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ
  • Панель Информации
  • Последовательная Обработка Информации
  • Прием Информации
  • Прием Информации Оператором
  • Процессы поиска и извлечения информации из памяти (memory retrieval processes)
  • СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • Теория обработки информации (information-processing theory)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • животное: поведение исследовательское
  • исследовательское поведение у животных
  • оператор: прием информации
  • параллельная обработка информации
  • поведение исследовательское у животных
  • последовательная обработка информации
  • прием информации
  • прием информации оператором
  • прием информации человеком-оператором



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь