Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
изобретениеизобретение ИЗОБРЕТЕНИЕ — техническое или интеллектуальное построение, обладающее принципиальной новизной. Как артефакты И. появляются вместе с человеком; в более специфическом смысле, как о виде технической деятельности, об изобретениях можно говорить, начиная с античности. В отличие от регулярной инженерной деятельности (напр., конструирования или инженерного проектирования) техническое И. — это, как правило, создание нового изделия (машины, механизма, системы и т.п.), в результате творчества отдельного человека, реже — группы. Хотя опыт И. может быть обобщен и периодически обобщается, по своей сути И. есть прорыв, нестандартный ход, новшество. Объективные предпосылки И. — технологическое и техническое развитие (изобрести нечто можно, лишь следуя «логике» и реальности данной области деятельности), субъективные предпосылки — развитие человека как творца (творческой личности). В истории культуры можно различить четыре идеальных типа И. Для первого, «опытного», типа характерно создание новшеств, когда изобретатель опирается только на опыт наблюдений и пробы; этот тип появляется вместе с самим человеком. Именно в его рамках изобретаются и формируются орудия труда, оружие, строительные и ирригационные сооружения и многие другие изделия. Второй тип, «инженерный», в свою очередь подразделяется на два вида. Примером первого вида является творчество Леонардо да Винчи, считавшего вслед за другими гуманистами, что человек может творить вещи, опираясь при этом на математику и опыт. Изобретая парашют, Леонардо, с одной стороны, использует математическое знание («Тяжелые тела падают ускоренно, а легкие — равномерно»), полученное из наблюдений и опытов; с другой — создает новую техническую конструкцию (парашют), считая, что если соединить (связать) тяжелое тело с легким и предоставить им падать с большой высоты, то скорость тяжелого тела затормозится легким. Однако с какой конкретно скоростью будет падать парашют, он определить не мог. Таким образом, этот тип инженерного творчества опирается на опыт, математические модели и собственно изобретательство («хитрость»). Как писал В.Н.Татищев, разъясняя латинское слово «ингениум» («творить», «внедрять»): «И которые люди острый смысл имеют, те способны на стихотворение и шутки, в ремеслах же — особливо к механике и всяким хитрым вымыслам» (Избранные произведения. Л., 1979. С. 57). Второй вид инженерного типа И. формируется, начиная с работ Галилея и Гюйгенса. Здесь техническое И. формируется в контексте инженерной деятельности, причем инженер готовит для него не только функциональное место, но и рассчитывает необходимые параметры нового технического устройства. Конкретно инженерная задача, стоявшая перед Гюйгенсом, заключалась в необходимости сконструировать часы с изохронным качанием маятника, т.е. подчиняющимся определенному физическому соотношению (время падения такого маятника от какой-либо точки пути до самой его низкой точки не должно зависеть от высоты падения). Анализируя движение тела, удовлетворяющее такому соотношению, Гюйгенс приходит к выводу, что маятник будет двигаться изохронно, если будет падать по циклоиде, обращенной вершиной вниз. Открыв далее, «что развертка циклоиды есть также циклоида», он подвесил маятник на нитке и поместил по обеим ее сторонам циклоидально-изогнутые полосы так, «чтобы при качании нить с обеих сторон прилегала к кривым поверхностям. Тогда маятник действительно описывал циклоиду» (Три мемуара по механике. М., 1951. С. 12—33, 79, 91). Имеет смысл различать полный цикл инженерного И. и неполный. В первом случае проходят все этапы инженерного творчества — от идеи использовать определенный природный процесс до расчетов и « И. » конструкции нового изделия. Во втором случае под И. понимают отдельные составляющие полного цикла инженерной деятельности; напр., только формирование идеи нового технического изделия, реализующего в технических целях определенный природный эффект, или только «И.» новой конструкции, воплощающей рассчитанный естественный процесс. Третий тип И., «патентный», появляется только в 20 в. Для него характерно не только наличие самого И., но и экспертная оценка его новизны, практической применимости, отсутствия аналогов и прочего. Именно патентная деятельность обусловливает необходимость осмысления изобретений. Во второй половине 20 в. появляются и «теории изобретений»; наиболее известная из них — «ТРИЗ» Альтшулера. Стоит подчеркнуть, что в конкретном сложном И., как правило, встречаются все три указанных идеальных типа. И. могут иметь место в любой сфере человеческой деятельности. На их основе дальше, уже систематическим путем, создаются, так сказать, нормальные изделия. При этом И. вводятся в рамки той или иной дисциплины: новшества, обязанные творчеству изобретателя, анализируются, сводятся к принятым в данной дисциплине решениям, организуются на новой систематической основе. В этом плане И. прокладывают путь нормальному развитию наук и практических сфер деятельности. Расцвет изобретательской деятельности приходится на 19-й — первую половину 20 вв., когда идеи творческого субъекта и творчества во всех видах деятельности достигают свого пика. В настоящее время И. как вид творчества все больше становятся моментом других видов деятельности — научной, инженерной, проектной, художественной, социотехнической, а также технологии в широком смысле. В связи с этим существенно меняется логика изобретений. В.М. Розин Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|