|
евгеникаевгеника ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes — благородного происхождения, породистый) — учение об усовершенствовании человеческой «породы» методами селекции, применяемыми в животноводстве. Сама по себе идея Е. очень древняя. Напр., в «Государстве» Платона, «Городе Солнца» Т. Кампанеллы приводятся вполне разработанные стратегии получения человеческих индивидов с заданными качествами. Необходимость евгенического вмешательства в естественный ход событий обосновывалась вырождением человека в процессе цивилизационного развития. Возможность усовершенствования человека, как полагали, обеспечивается знанием механизма передачи признаков по наследству («видоспецифичного» для каждой исторической эпохи), а также введением государственного контроля за репродуктивным поведением граждан. Все евгенические проекты предполагают реформу государственного устройства. Термин «Е.» введен в 1865 английским естествоиспытателем Ф. Гальтоном в докладе «Наследственный талант и характер». В 1869 вышла его книга «Наследственный гений, его законы и последствия», содержащая основные положения и принципы Е. Гальтон считается основателем «научной» Е. — учения о наследственном здоровье, — целью которой является увеличение потомства генетически здоровых людей (позитивная Е.) и/или подавление потомства генетически отягощенных (негативная Е.). Теоретическим основанием научной Е. является учение Ч. Дарвина о роли естественного отбора в эволюции видов, согласно которому борьба за существование и неизбежная гибель наиболее слабых индивидов являются непременным условием поддержания высокого стандарта выживаемости. Евгенисты подчеркивали, что человечество является единственным на земле видом, который уклоняется от «благодетельного» воздействия естественного отбора: благодаря развитию культуры и цивилизации (медицины, гигиены, социальных программ поддержки сла бых) давление естественного отбора в человеческом обществе снизилось в 10 раз по сравнению с природной средой. В результате произошло вырождение человека, что выразилось в резком ослаблении его физической конституции (близорукость, низкая сопротивляемость простудным заболеваниям, туберкулез, сифилис и т.д.) и психической («волна слабоумия захлестнула Европу» — из обращения д-ра Беттерса к немецким врачам, 1924 г.), а также в падении нравственности (алкоголизм, тунеядство, преступность). Творец теории вырождения, французский врач О. Морель считал, что люди, подорвавшие свое здоровье неправильным образом жизни, отравлением и т.п., дают потомство духовно неуравновешенное, истеричное; во втором поколении появляется умственная отсталость, эпилепсия, алкоголизм; в третьем — душевные болезни, самоубийства; в четвертом — идиотизм, уродства, бездетность, прямо ведущие к смерти рода. Смешение дефектов различной природы в едином понятии «вырождение» было некритично перенято евгенистами и послужило основой для выделения кандидатов на принудительную стерилизацию и эвтаназию. Из факта (не доказанного) вырождения человечества евгенисты делали логический вывод о необходимости восполнить отсутствие естественного отбора в культурной среде введением искусственного отбора: то, что природа делает медленно, жестоко и слепо, человек должен делать быстро, гуманно и осмысленно (Ф. Гальтон). Источником сведений о состоянии наследственного здоровья стали биометрические исследования, проводившиеся «Гальтоновской лабораторией» в Лондоне. Биометрия давала статистическое описание и прогнозирование распределения наследственных особенностей в череде поколений на основе изучения родословных выдающихся личностей. При этом качество потомства отождествлялось со «статистической определенностью». Биометрические исследования Гальтона и его коллег положили начало эмпирической генетике человека. В частности, Гальтоном был разработан «близнецовый метод», до сих пор являющийся основным источником сведений о наследовании таких сложных характеристик, как способности, склонности, темперамент и т.п. Гальтон применил статистический метод к анализу генетических зависимостей («гальтоновская кривая» описывает распределение наследственных характеристик в популяции). Его ученик К. Пирсон, математик и биолог, произвел математизацию дарвинизма с целью научного обоснования евгенических мероприятий (социал-дарвинистского толка). Он разработал метод оценки статистической значимости (-квадрат) и ввел базовый коэффициент корреляции (коэффициент Пирсона), используемые современной статистикой для более точной оценки измеряемых явлений. Психометрист Ч. Спирмен изобрел основную технику факторного анализа и ввел коэффициент ранговой корреляции (коэффициент Спирмена) — все это с евгенической целью: оценить интеллект и степень его наследуемости. В отличие от генетики, биометрия не искала объяснений действия механизма наследственности, ограничиваясь статистическим описанием его работы. При этом ортодоксальная Е., взявшая на вооружение этот метод, исходила из предположения, что подобное рождается подобным и что подбором производителей можно существенно изменить качественный состав населения. Это противоречило данным генетики (напр., закону Харди—Вайнберга). Издержки биометрического метода (главным образом, несостыковки с данными развивающейся генетики) побудили Р.А. Фишера и Дж.Б.С. Холдейна (ученых, одновременно являвшихся активистами Eugenics Education Society) переработать биометрию в популяционную генетику. Это позволяет говорить, что проблемы Е. были одной из побудительных причин создания синтетической теории эволюции — наиболее популярной на сегодня эволюционной теории, претендующей на устранение противоречий между «экспериментальной генетикой» и «умозрительным дарвинизмом». Трудности научного обоснования не помешали росту популярности евгенической идеи, что характеризует Е. как химерическое образование, состоящее из двух не связанных внутренней логикой частей: научно-технического инструментария (генетика, биометрия, эволюционизм) и социального проекта (идея государственного управления воспроизводством народонаселения). Евгеническое движение быстро охватило все «культурные» страны мира. В Германии, где пропаганда евгенических идей началась практически одновременно с Англией, за Е. закрепилось название «расовая гигиена» (А. Плетц). В России, где первоначально Е. понимали как синоним «генетики человека», 15 сентября 1920 состоялось учредительное собрание Евгенического общества при Государственном Институте Народного Здравоохранения, председателем которого был избран выдающийся российский биолог Н.К. Кольцов. А вскоре, 14 февраля 1921, была образована евгеническая организация в Петрограде (при комиссии по изучению естественных и производительных сил Российской Академии наук), получившая название «Бюро по евгенике» и возглавил другим выдающимся биологом Ю. А. Филипченко. Позднее были открыты отделения Евгенического общества в Ленинграде и Одессе. Печатным органом российских евгенистов стал «Русский евгенический журнал», выходивший с 1922 по 1930 (четыре выпуска в год). В 30-е гг. российская Е. разделила трагическую судьбу генетики. Центром дискуссий в евгенических обществах (членами которых были не только ученые) стали практические меры государственной евгенической политики. Среди них: евгеническое просвещение (введение специальных курсов в учебных заведениях, добрачные консультации); материальное поощрение ценных производителей (заработная плата устанавливается пропорционально количеству детей в семье); сегрегация малоценных производителей (принудительная изоляция от общества с раздельным содержанием полов); стерилизация нежелательных производителей (с точки зрения евгенистов — мера более гуманная, чем сегрегация); эвтаназия неполноценных. Стерилизация была узаконена в США в 1907 (штат Индиана, затем еще 15 штатов). До 1920 в США было принудительно стерилизовано более 3 тыс. человек, в том числе «преступники против нравственности» (Люблинский П.И. Евгенические тенденции и новейшее законодательство о детях // Русский евгенический журнал. Т. 3. Вып. 1.1925). В Европе (не считая Германии) имели место лишь единичные случаи принудительной стерилизации и только по медицинским показаниям. Эвтаназия неполноценных на законных основаниях проводилась в Германии (1939—1942), где Е. стала частью официальной идеологии правящего нацистского режима. Итогом этого первого в истории воплощения в реальность евгенического проекта стали сотни тысяч умерщвленных л ю д е й, в результате чего Е. была изъята из обращения « н а пару поколений» (Ф. Фукуяма). Опыт развития евгенической доктрины показывает следующее: а) экстраполяция положений эволюционного учения на человеческое общество была неправомерной; факт вырождения человечества нельзя считать доказанным; б) генетика конца 19 — начала 20 вв. не располагала средствами управления наследственностью; в) первый опыт практического осуществления государственной евгенической политики обернулся социальной катастрофой. В настоящее время евгеническая проблематика вновь обретает популярность в связи с развитием геномных исследований, преследующих те же цели, что и классическая Е. (усовершенствование человека). При этом стремление преодолеть основной порок старой Е. (государственный контроль) вылилось в создание Е. либеральной, разрабатывающей идею производства «детей на заказ» по желанию родителей. Ю.В. Хен Пит.: Галыпон Ф. Наследственность таланта. М., 1996 (репринт издания 1875 г.); Кольцов Н.К. Улучшение человеческой породы // Русский евгенический журнал. Т. 1. В ы п. 1. 1922. С. 1 — 27; Филипченко Ю.А. Пути улучшения человеческого рода. Евгеника. Л., 1924 г.; Weingart P., Kroll J., Bajertz К. Rasse, Blut u. Gene. Frankfurt a. M., 1988. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|