аксиоматико-дедуктивный метод


аксиоматико-дедуктивный метод
        АКСИОМАТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД (от греч. axioma — принятое положение и лат. deductio — выведение) — один из способов конструирования теоретических систем. Использование данного метода предполагает предварительное принятие определенных постулатов (рассматриваемых в качестве аксиом), из которых по правилам дедуктивного рассуждения выводится множество высказываний, составляющих содержание конкретной теории. Основные понятия концептуальной системы, построенной подобным образом, определяются в соответствии с установленными логическими правилами, что позволяет достаточно однозначно задать их смысл и значение. Таким образом, достигается более или менее строгий контроль за процессом построения теории. В качестве исходных утверждений принимаются предложения, которые либо соответствуют уже установленным фактам, либо обладают интуитивно ясным характером, либо позволяют вывести на их основе принципиально новые следствия, открывающие перспективы дальнейшего исследования, ранее не обнаруженные и представляющие существенный интерес для науки (примером может служить история создания неевклидовых геометрий).
        Данный метод обеспечивает установление четкой связи между используемыми понятиями и выражениями, что позволяет избегать всевозможных языковых неясностей, порождающих различные противоречия при содержательной интерпретации используемых теоретических систем. Подобная особенность А.-д. м. обусловила множество попыток со стороны различных специалистов использовать его для повышения строгости рассуждений в самых разных научных дисциплинах (напр., философская программа Спинозы строилась по образцу геометрических концептуальных систем; предпринимались усилия по внедрению данного метода в практику экономического, биологического и др. исследований). Однако довольно быстро выяснилось, что подобный способ построения теорий эффективен лишь в сфере тех областей познания, которые могут быть представлены в виде формализованных структур (напр., математика и логика). Те же разделы естествознания, которые базируются, главным образом, на эмпирических средствах исследования, плохо поддаются жесткой структуризации, поскольку в них слишком большую роль играют наглядно-содержательные описания, не сводимые к однозначно представленной связи используемых понятий. Еще менее действенным А.-д. м. оказался для социально-гуманитарной сферы познания.
        Возникновение идей, связанных с данным способом построения теорий, относят обычно еще к древнегреческой философии, в недрах которой складывались первые геометрические концепции. Фалес, впервые осознавший необходимость доказывать справедливость выдвигаемых утверждений, математическая школа Пифагора, связанная с изучением различных числовых отношений, а также философско-математические идеи Платона, считавшего основным способом познания рационально-теоретическое рассуждение — таковы истоки данного метода, получившего в дальнейшем наибольшее распространение в математике и в тех дисциплинах, существенную часть которых можно выразить посредством однозначно упорядоченной связи элементов. Это обусловлено тем, что содержание формализованных структур полностью определяется четко фиксированными отношениями между составляющими структуру частями. Особенно активно А.-д. м. стал использоваться с середины 19 в., когда различные исследователи обнаружили возможность не только построения всевозможных математических конструкций исключительно с помощью выбора определенного набора аксиом, но и объединения этих конструкций в целостную систему математики. Аксиоматизация канторовской теории множеств, по мнению большинства математиков на рубеже 19—20 вв., открывала возможность построения математики, не требующей никаких внешних, по отношению к ней, средств ее обоснования.
        Создание теории математических доказательств Д. Гильбертом способствовало широкому применению А.-д. м. в логических исследованиях. Однако постепенно выявились многочисленные трудности полной реализации его программы. Тем не менее это не вызвало абсолютного разочарования в эффективности аксиоматического подхода в целом. Работы К. Геделя, доказавшего теорему о неполноте любой, достаточно богатой содержательной системы, привели к пониманию ограниченности А.-д. м. и необходимости его дополнения другими способами и средствами математического исследования. В 30-е г г. 20 в. получило распространение конструктивистское направление в математике, которое открыло и другие перспективы создания формальных моделей развития человеческих знаний.
        С.С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1673
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • Бекмана–Рихтера метод исследования личности
  • ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • КАТЕГОРИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ АКСИОМ
  • Класс, Множество (В Логике И Математике)
  • ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОД ДЕДУКТИВНЫЙ
  • Метод Исследования Уровня Притязаний
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СОЛИПСИЗМ ДАННОГО МОМЕНТА
  • Системы и теории (systems and theories)
  • Социометрический Метод Исследования
  • ТЕОРИИ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  • УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)
  • вера в теории познания и философии науки
  • гипотетико-дедуктивный метод
  • гипотетико-дедуктивный метод
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • концепция уровней построения движений
  • логика научного познания (логика науки)
  • метод исследования личности
  • модифицированный метод исследования личности
  • социометрический метод исследования
  • стандартизованный метод исследования личности
  • уровней построения движения концепция



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь