деятельностныи подход


деятельностныи подход
        ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД — философская концепция, придающая деятельности более фундаментальный онтологический статус, нежели констатации существования отдельных объектов-вещей. Как объяснительный принцип в эпистемологии этот подход предполагает, что смысл понятий и человеческих представлений порождается характером деятельности и представляет собой результат ее опредмечивания. Понимание деятельности как особого вида действительности означает, что практика заключается в воздействии действительности «в форме деятельности» на действительность «в форме объекта», а субъект деятельности включен в качестве специфического фрагмента действительности (по И.С. Алексееву).
        В отношении деятельности можно говорить о ее целях, средствах, собственно о процессе (деятельности) и результате. Основные цели деятельности лежат вне сферы самой деятельности. Они находятся в области человеческих идеалов, мотивов и ценностей. Если конечный результат деятельности совпадает с сознательно поставленной целью, то деятельность можно охарактеризовать как рациональную. Между тем в определенном смысле деятельность носит безличный, предметный и системный характер.
        Деятельность представляет собой единство процессов опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание — это процесс перевода знания, представленного в «форме деятельности», т.е. существующего как компонент в целостной системе деятельности, в материальные формы (в «форму объекта»), в результате чего некоторая вещь, втянутая в орбиту конкретной деятельности, приобретает смысл и значение как элемент человеческой активности. Распредмечивание, соответственно, есть процесс перевода свойства вещи из свойства объекта в свойство деятельности. Когда характеристики деятельности, опредмечивающиеся в свойствах ее продуктов, начинают истолковываться как имманентно принадлежащие самим продуктам, вне учета природы и целей деятельности, то возникает феномен, известный как «товарный фетишизм».
        Деятельность бывает разных видов: материальная и духовная, коллективная и индивидуальная, интенсивно-продуктивная (творческая) и экстенсивно-репродуктивная. В любом случае речь идет о сложной иерархической системе действий и операций, которые далеко не всегда определяются явно обозначаемыми субъектом целями и установками. Внешние процессы с вещественными предметами в этой системе преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане (интериоризация), а мышление с этой точки зрения можно понимать как результат интериоризации практических действий (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
        С точки зрения Д. п. сознание конструирует онтологию, приписывая миру те свойства, которые как бы заданы деятельностью и/или не противоречат самой возможности предстоящей деятельности.
        В контексте Д. п. познание можно представить как процесс, на начальном этапе которого деятельности субъекта и объекта противоположны, причем объективность (природы) означает не более чем ее объектность. В ходе собственно познания осуществляется погружение в объективность; субъект снимает свое отчуждение от объекта, поскольку основной его целью является своего рода слияние с объектом. Мера совпадения субъективного и объективного есть не что иное, как мера познания объективной истины. Если в процессе познания знание существует в «форме деятельности», то результат познания должен быть представлен в «форме объекта», т.е. в том виде, в котором воздействие деятельности на объект (объективное) элиминируется из конечного результата познавательной деятельности. Речь здесь идет о «вычеканивании» субъективности, сопряженной с конкретной познавательной деятельностью. Таким образом, в качестве объяснительного теоретико-познавательного принципа Д. п. предполагает, что знание необходимо анализировать под углом зрения порождающих его структур и особенностей деятельности.
        Впервые вопрос о деятельностной природе познания фактически был поставлен И. Кантом, который принцип активности субъекта познания сделал одним из центральных в своей философии. Однако в полной мере этот принцип был воплощен И.Г. Фихте, в философском учении которого субъект Я создает мир не-Я в качестве продукта чистой самодеятельности, и Гегелем, истолковывавшим деятельность как свободную активность абсолютной идеи.
        В англо-американской эпистемологии Д. п. не получил такого развития, как в немецкой и отечественной литературе, хотя в социологии его элементы можно найти в теории социального действия (Т. Парсонс, Э. Шилз).
        В.А. Бажанов
        Лит.: Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1975; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977; Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978; Швырёв B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984; Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990; Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности // Избранные труды по методологии и истории физики. М., 1995.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1036
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • детерминация психической деятельности
  • деятельности Леонтьева теория
  • деятельности Рубинштейна теория
  • деятельности теории
  • деятельности теория
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Изучение деятельности
  • Индивидуальный Стиль Деятельности
  • индивидуальный стиль деятельности
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте)
  • красота как методологический принцип познания
  • неосознаваемые побудители деятельности
  • операция в теории деятельности
  • Оценка деятельности (performance appraisal)
  • принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • стиль деятельности индивидуальный
  • строение деятельности
  • теория деятельности
  • Теория Деятельности
  • теория деятельности Леонтьева
  • теория деятельности Рубинштейна
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • Этические правила речевой деятельности
  • Этнические правила речевой деятельности
  • эффективность деятельности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь