гипертекст


гипертекст
        ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) — способ представле ния информации, совокупность блоков информации между которыми установлена система связей. Г. позволя ет переходить от одного блока информации к другому, варьируя последовательность ее обработки. Этим Г. от личается от линейного текста, который позволяет обра батывать информацию только единственным способом последовательно, один блок за другим. Идея Г. тесно свя зана с компьютерным представлением информации В настоящее время, в частности, Г. представляет собой основной принцип организации интернет-сайтов, а возможно, и всей сети Интернет в целом. В этом смысле противопоставление Г. линейному тексту связано с противопоставлением компьютера бумажным носителям. Текст в книге с необходимостью является линейным.
        Обращение к Г. происходит также в рамках работ по созданию искусственного интеллекта. В современных когнитивных исследованиях высказываются гипотезы о том, что информация в сознании человека также может быть представлена в виде Г. В таком случае структура знания должна отличаться от линейной последовательности речи, с помощью которой это знание передается. К этой идее близко (хотя и не тождественно) представление о том, что гипертекстовой структурой обладает человеческое познание. Последнее включает в себя совокупность различных познавательных актов, таких, напр., как наблюдение, принятие допущений, выдвижение гипотез, связи между которыми имеют далеко не линейный характер.
        Г.Б. Гутнер
        Г. — термин, введенный в 1960-х для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам (порциям) информации. Однако идеология гипертекстовой среды, вероятно, была впервые предложена еще в «докомпьютерную эпоху» в статье В. Буша «Как мы, возможно, думаем» (1945). Анализируя работу мозга и процессы мышления, Буш предложил при хранении информации в вычислительной машине использовать ассоциативные связи между отдельными документами и их фрагментами. В этой же работе рассмотрены возможности коллективной работы людей над одним и тем же документом и предложен способ «закладок», т.е. способ сохранения цепей ассоциативных ссылок и соответствующих замечаний отдельных исследователей. Сегодняшняя гипертекстовая система реализует способ хранения и манипулирования информацией, при котором эта информация хранится в виде сети связанных между собой узлов. В самом простом варианте узел определяется как некоторое окошко вокруг ключевого слова. Размер окошка может регулироваться, напр., путем определения количества строк относительно ключевого слова. При этом, в принципе, каждый пользователь может организовывать свою собственную сеть, основанную на его личных ассоциациях и интересах. Такая идеология гипертекстовых сред делает их построение аналогичным структуре семантических сетей.
        Технология установления связей, как правило, закладывается разработчиком, но указание на то, от какого узла к какому следует перейти, делает сам пользователь. В стандартном режиме допускается прямое указание имени узла, напр., путем использования ключевых (ссылочных) слов, выбранных автором исходного Г. В качестве ссылочных элементов могут использоваться не только ключевые слова, но и любые фрагменты текста или графики, такие как часть рисунка, пиктограмма. Эти элементы выделяются цветом, шрифтом или любым др. способом. Выбор пользователем такого элемента вызывает на экран содержимое связанного с ним блока информации. В результате пользователь по мере изучения предмета или документа устанавливает те связи, которые соответствуют его ассоциациям, способу мышления, интересам и уровню знаний, и может изучать документ в интересующем его порядке. Хорошим примером использования гипертекстовой идеологии является работа человека со словарем, когда он по ссылкам одной статьи может переходить к другим. Однако такая свобода имеет и отрицательные стороны, связанные с опасностью потери ориентировки в материале. Дело в том, что Г. можно рассматривать как перестраиваемую пользователем сетевую базу данных, т.е. базу, не имеющую стандартной структуры. Поэтому при работе с гипертекстовыми системами возникает сложная «проблема навигации». Для ее решения используют различные средства.
        Общая идея решения заключается в применении опосредованного управления, при котором каждому узлу приписывается список атрибутов (характеристик). Специальная программа сопоставляет эти атрибуты с запросом пользователя, в котором определены цели его работы на языке атрибутов. Напр., пользователь может определять фильтрацию материала, т.е. накладывать ограничения на связи узлов и делать доступными только некоторые из типов связей. Остальные связи делаются «невидимыми» в данном сеансе работы. Такая фильтрация полезна, если связи разного типа ориентированы на выполнение разных задач. Если в списке атрибутов присутствуют ключевые слова, то они могут обозначать тип связи между узлами. Примерами связей могут служить ключи: «содержит», «есть то же самое», «аналогично», «пример», «используется для», «имеет части», «относится к группе» и т.д. Другой тип фильтрации может регулировать уровень глубины просмотра проблемы с помощью указаний: «просматривать только заголовки тем», «только выводы», «только иллюстрации» и т.д.
        Для улучшения навигации также используют средства, помогающие ориентироваться во взаимосвязях уже осмотренных узлов. К таким средствам относятся: список узлов, которые посетил пользователь, и узлов, связанных с ними; дерево (граф) узлов, которые посетил пользователь, и путь пользователя по этому дереву. В результате исследования навигационных маршрутов, проявляемых при обучении в гипертекстовой феде, были выявлены 2 основных типа стратегий поиска информации: 1) целенаправленный поиск, когда пользователь точно знает цель поиска и мало отвлекается на изучение побочной информации; 2) сканирование, когда пользователь просматривает большое количество информации, проводя широкое и часто бесцельное ознакомление с содержанием узлов; этот случай показывает актуальность помощи пользователям в постановке цели, коррекции путей освоения материала, ориентировании в Г .
        Для решения этих вопросов используются методы предоставления пользователям возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на важные, по мнению разработчиков, места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах разработчик может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки и пр. Особое значение имеет использование для этих целей методов искусственного интеллекта, и в частности — элементов экспертных систем, которые могут осуществлять функции консультанта при выборе пути навигации. При просмотре пользователем некоторого узла экспертные системы могут помочь в определении дальнейшего пути, подсказать наиболее подходящие узлы для дальнейшей навигации. Аналогичная функция применяется в материалах для программированного обучения; при разработке подобных курсов преподаватель в полной мере решает вопрос о последовательности изучения отдельных тем в какой-либо предметной области. Логика такого обучения близка логике экспертных систем и может быть выражена формулой: «При достижении результатов обучения А, В, С по теме N рекомендуем перейти к изучению области G».
        Другим способом помощи в поиске является применение комбинаций ключевых слов, объединяемых с помощью логических связок «и», «или», «не». Напр., находясь в узле, описывающем свойства треугольника, разумно искать дальнейший путь с помощью объединения ключевых слов во фразу типа: «подобие» ИЛИ («равенство углов» И «пропорциональность сторон»). Важным методом снижения отрицательного влияния излишней свободы выбора пути в гипертекстовых системах является подсказка типа: «Имеет место отклонение от изучаемой темы». Система осуществляет ее автоматически, как только пользователь переходит в неподходящий узел. Принцип механизма подсказки заключается в сравнении близости изучаемой и новой тем. Критерии близости тем могут быть разными, а степень их близости — заранее задана автором. Близость может определяться числом узлов, расположенных между двумя сравниваемыми темами, на некотором уровне подробности изложения: на уровне оглавления или подзаголовков. Еще одним важным навигационным средством помощи является метод маршрутов. Маршруты представляют собой направленные путешествия по учебному материалу. Процесс обучения представляется в виде метафоры путешествия, в процессе которого вызывают пиктограмму «экипаж» с указанием маршрута и пользуются этим экипажем по мере надобности, имея право сойти с него, побродить самостоятельно и вернуться к месту стоянки. Наряду с маршрутами, типичными навигационными средствами помощи являются «карта» и «индекс». Карта представляет собой вариант описания пути навигации с указанием текущего местоположения учащегося. В самом простом случае — это перечень ранее посещавшихся узлов, в более сложных — это дерево (граф) изученных пользователем узлов с соответствующими аннотациями и указанием типов связей, по которым были совершены переходы. В некоторых системах поддерживается механизм запоминания путей пользователя под определенными именами, что дает возможность вернуться к ним при необходимости. Для аналогичных целей используются также системы закладок, оставляемых в некоторых просмотренных узлах. Под «индексом» обычно подразумевают некоторый алфавитный указатель, который предназначен для совместного использования с картой и маршрутами.
        Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что Г. является очень удобной средой для организации учебного материала в соответствии с требованиями теории обучения. Действительно, гипертекстовые средства: 1) поддерживают многообразные формы представления учебного материала, давая при этом возможность выбора наиболее адекватных форм для решения конкретных задач; 2) поддерживают развитую структуру учебного материала, имеющую разные связи между отдельными темами, параграфами и блоками информации. Эти возможности обеспечивают использование в учебном процессе педагогических и психологических закономерностей, в соответствии с которыми усвоение материала тем легче и точнее, чем больше число его связей с другими частями изучаемого предмета. Усвоение отдельных фактов и теорий тем прочнее, чем больше учащийся самостоятельно исследует взаимосвязи этих элементов и использует их при решении задач. Таким образом, гипертекстовая среда, с одной стороны, представляется оптимальной для реализации курсов управляемого преподавателем программированного обучения, с другой — она позволяет удобно реализовать идеологию самостоятельной работы учащегося по построению собственных маршрутов изучения предметной области.
        В.М. Кроль

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    текст


Просмотров: 1402
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок (eye movement desensitization and reprocessing)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ
  • ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ
  • ОБОСНОВАННОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ
  • Обработка информации (information processing)
  • Обработка информации бессознательная (unconscious information processing)
  • ПАНЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ
  • ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Панель Информации
  • Последовательная Обработка Информации
  • Прием Информации
  • Прием Информации Оператором
  • Процессы поиска и извлечения информации из памяти (memory retrieval processes)
  • СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Система ключевых слов
  • ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • Теория обработки информации (information-processing theory)
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • оператор: прием информации
  • параллельная обработка информации
  • последовательная обработка информации
  • прием информации
  • прием информации оператором
  • прием информации человеком-оператором



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь