Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages)


Психоаналитические, или психосексуальные стадии — это стадии психосексуального развития, постулированные Фрейдом для объяснения развития личности через изменения биолог. функционирования индивидуума. Фрейд полагал, что центральной темой, проходящей через развитие личности, яв-ся продвижение полового инстинкта через 4 универсальные стадии — оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Две последние П. с. отделены друг от друга латентным периодом, к-рый, строго говоря, не следует воспринимать как отдельную стадию. Фрейд придавал решающее значение первым трем стадиям, получившим название прегенитальные стадии, в формировании структуры взрослого характера.

Оральная стадия

Во время оральной стадии психосексуального развития, к-рая приходится на 1-й год жизни, осн. эрогенной зоной яв-ся рот. Благодаря действиям, связанным со ртом — сосанию, глотанию и кусанию, — младенцы получают свой первый постоянный источник удовольствия, и т. о. роговая область становится точкой зачаточного психосексуального удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной фазе (вонзание зубов), отмечаемая по активности, связанной с укусами и жеванием, может привести к развитию желчно-саркастической, склонной к спорам и враждебной взрослой личности.

Анальная стадия

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни осн. эрогенной зоной яв-ся анус. Детей на этой стадии учат получать значительное удовольствие от временных задержек. Однако с момента начала контролируемого родителями приучения к горшку удовольствие ребенка наталкивается на жесткое сопротивление соц. ограничений, и т. о. могут происходить различные фиксации. Отражая предположение о важности опыта раннего детства в формировании личности, фрейдисты полагают, что такой метод приучению к отправлению естественных надобностей прокладывает путь для развития продуктивности и творчества взрослых.

Фаллическая стадия

Гениталии становятся главной эрогенной зоной во время фаллической стадии психосексуального развития, к-рая приходится на 4-й и 5-й года жизни ребенка. Во время этой стадии детей можно застать за изучением их половых органов и мастурбацией, у них проявляется интерес к вопросам, имеющим отношение к рождению детей и сексу. Однако еще важнее то, что этот период жизни служит сценой, на к-рой разыгрывается самая решающая психол. драма детства — Эдипов комплекс. Фрейд придерживался мнения, что каждый ребенок бессознательно желает обладать своим родителем противоположного пола и одновременно избавиться от родителя своего пола.

Фрейд полагал, что мальчик испытывает сильный конфликт между своим неодолимым влечением к матери и страхом возмездия со стороны отца. В особенности маленький мальчик боится, что отец обнаружит его сексуальные желания и накажет, отрезав ему пенис. Этот страх в психоан. теории получил название страха кастрации.

Считается, что маленькая девочка на фаллической стадии обнаруживает, что, в отличие от своего отца, она лишена пениса. За этим анатомич. открытием у нее возникает немедленное желание иметь пенис — это желание в психоан. теории наз. завистью к пенису. Зависть к пенису у девочек является грубым психол. эквивалентом страха кастрации у мальчиков. В теории Фрейда зависть к пенису и страх кастрации объединяются под названием комплекса кастрации.

С т. зр. теории психоан., неудачная попытка разрешить Эдипов комплекс и непреодоленные эдипальные чувства лежат в основе множества психол. нарушений.

Генитальная стадия

Как только разрешается Эдипов комплекс, предполагается, что ребенок вступает в латентный период (продолжающийся примерно от 6 до 12 лет), во время к-рого половой инстинкт в каком-то смысле дремлет, а психич. энергия направляется на несексуальные виды деятельности, напр. на обучение в школе и занятия спортом. Однако с наступлением пубертата (периода полового созревания) генитальная сексуальность пробуждается вновь, и начинается генитальная стадия психосексуального развития, продолжающаяся от периода полового созревания до самой смерти. Во время генитальной стадии нарциссические стремления в значительной степени трансформируются и сливаются с поиском гетеросексуальных отношений, включающих в себя взаимное удовлетворение. Т. о. тип взрослой генитальной личности, успешный продукт психосексуального развития, в теории психоан. характеризуется способностью к зрелой гетеросексуальной любви, заботливым отношением к другим и продуктивной жизнью в об-ве.

См. также Психоанализ

Д. Зиглер

Просмотров: 1133
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Анальная Стадия Психосексуального Развития
  • Генитальная Стадия Психосексуального
  • Гипноза стадии по Форелю
  • Делирия алкогольного стадии
  • ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • Комплекс кастрации (кастрационный комплекс)
  • Консультирование по вопросам развития (developmental counseling)
  • ЛИБИДО СТАДИИ
  • МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии)
  • Оральная Стадия Психосексуального Развития
  • Период полового созревания
  • Психоаналитическая Теория Психосексуального
  • Психогенные развития личности
  • Стадии психосексуального развития (psychosexual stages)
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • Стадии формирования суицидального поведения
  • Теория Раннего Концептуального Развития
  • Типовые теории личности
  • Фаллическая Стадия Психосексуального
  • Через время
  • Через время
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)
  • анальная стадия психосексуального развития
  • генитальная стадия психосексуального развития
  • генитальная стадия сексуальности
  • оральная стадия психосексуального развития
  • пренатальный период развития
  • сексуальность: стадия генитальная
  • фаллическая стадия психосексуального развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь