Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 Подпороговая психодинамическая активация (subliminal psychodynamic activation, SPA)



Подпороговая психодинамическая активация (subliminal psychodynamic activation, SPA)


ППА была когда-то названа «сильнейшим доказательством в пользу психоанал. взгляда на бессознательное». Однако Бэлей, Шеврин и Фудин не усматривают серьезной научной ценности в ППА.

Модель ППА с самого начала вводит условие, что положения психоанал. динамики описывают неосознаваемые события, и что как только эти события становятся осознаваемыми, их эффекты больше не прогнозируются. Следовательно, чтобы надлежащим образом проверить их правильность, исследователь должен располагать возможностью влиять на поведение испытуемого без осознания последним подлинного характера этой манипуляции. Силвермен заявил, что разрешил эту проблему путем использования тахистоскопа, позволяющего контролировать скорость и подсветку стимулов на уровне, обеспечивающим их недоступность сознательному восприятию. Такие стимулы, по его утверждению, могут затем использоваться с целью оказания воздействия на поведение без сознавания их испытуемым.

Типичное исслед. ППА проводится по следующей схеме. Испытуемым при помощи тахистоскопа на 4 мс предъявляются вербальные сообщения и/или изображения, предположительно репрезентирующие неосознанные желания, страхи и/или фантазии, влиянию к-рых придается большое значение в психоанал. теории. Затем оцениваются поведенческие реакции, предсказываемые психоанал. теорией в качестве связанных с этой бессознательной динамикой. В большинстве таких экспериментов предъявлялось от 10 до 20 задач на различение в формате принудительного выбора. Считается, что в этих экспериментах должны использоваться процедуры двойного ослепления (когда ни испытуемый, ни экспериментатор не осведомлены о содержании предъявляемого стимула). Испытуемый остается в неведении в силу подпорогового характера стимуляции. Экспериментатор также не осведомлен о содержании стимула, поскольку стимулы подготавливаются и кодируются другим чел. Предполагается, что при наличии таких условий Подпороговая экспозиция стимулов с психодинамическим содержанием будет влиять на поведение иначе, чем подпороговая экспозиция нейтральных стимулов. Кроме того, во мн. таких исслед. те же самые психодинамические стимулы предъявлялись на сверхпороговом уровне (supraliminally) с отсутствием к.-л. эффектов. Борнштейн провел метаанализ, показавший, что величины эффектов вследствие этих двух условий существенно различались, с более выраженной величиной эффекта 4-мс условия. Эти данные согласуются с психоанал. положением о том, что когда психодинамическое содержание вводится в сознание, его связи с психопатологией могут разрываться. Это также удовлетворяет двойному требованию Мерикла и Чизмена к восприятию ниже субъективного порога (т. е., люди реагируют иначе, когда они утверждают, что не видят ничего, чем когда они заявляют, что что-то видели).

Первоначальные исслед. в этой области фокусировались на актуализации либидозных и агрессивных конфликтов, с тем чтобы проверить связанные с ними механизмы защиты. Большая часть этой работы была посвящена проверке психоанал. положения о том, что эго-патология шизофреников объясняется, отчасти, бессознательным конфликтом, вызванным агрессией. На этой фазе исслед. проверялись также утверждения о том, что анальные конфликты играют определенную роль в заикании, что агрессия имеет своим последствием депрессию, и что эдиповы проблемы являются активными в динамике гомосексуалистов мужского пола. (Как указывают Вайнбергер и Силвермен, это не означает, да и никогда не подразумевалось, что гомосексуальность является по своей сути патологическим явлением. Инцестуальный конфликт и, коли на то пошло, бессознательные конфликты разного рода можно обнаружить у людей во всех точках любого континуума, имеющего отношение к психич. здоровью.) Некоторые сравнительно недавние исслед. ППА фокусировались на взаимосвязи мужской эдиповой динамики с соперничающим поведением.

Основная масса недавних исслед. ППА концентрировалась на актуализации у испытуемых позитивных фантазий, считающихся способными вызывать адаптационно-улучшающие эффекты. Эта линия исследований развилась из психоанал. идеи о том, что бессознательные фантазии об идентичности или слиянии с «хорошей матерью раннего детства», будучи активированными, способны вызывать позитивное поведенческое изменение. Силвермен назвал эти фантазии симбиотическими или идентифицирующими фантазиями и попытался активизировать их посредством подпорогового сообщения «мама и я — одно целое» (Mommy and I are one, MIO), иногда сопровождаемого соответствующей картинкой. К участию в этих экспериментах привлекались как неклинические («нормальные» студенты колледжа), так и клинические (напр., больные, страдающие шизофренией, депрессией, фобиями и поведенческими расстройствами) популяции. Зависимые меры варьировали от расстройства мышления до депрессии, тревоги, уверенности в себе, самооткровений (self-revelations) и изменений привычек. Большинство этих исслед. показали, что стимул МIО оказался способен улучшать результаты психотерап. и обучающих вмешательств.

Результаты метаанализов свидетельствуют о подлинности эффектов ППА, в особенности эффектов МIО. Так, метаанализ исследований МIО, дал довольно приличную общую величину эффекта D = 0,41. Вайнбергер и Хардэуэй показали, что эти эффекты не могут объясняться неправильными процедурами анализа данных, нередкими для лабораторных экспериментов Силвермена, и их нельзя отнести за счет неопубликованных (при анализе учитывались и отрицательные результаты) исслед. К тому же, в результате того, что Розенталь назвал анализом картотечного ящика (file-drawer analysis), было обнаружено, что потребовалось бы 2287 нулевых результатов исслед., чтобы устранить полученные до сих пор положительные результаты.

См. также Фантазия, Подпороговое восприятие, Бессознательные умозаключения

Дж. Л. Вайнбергер

Просмотров: 826
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • Амфетаминовые эффекты (amphetamine effects)
  • Бессознательные умозаключения (unconscious inference)
  • Бредоподобные фантазии
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Внешние побуждения (стимулы) (incentives)
  • МЕТААНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ГРАВЕ
  • МЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ ПО БАЙОНУ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • НЕГАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ОДИССЕЙ 04 ЖЕНИХИ ГОТОВЯТ ГИБЕЛЬ ТЕЛЕМАХУ, КОГДА ОН ВЕРНЕТСЯ НА ИТАКУ
  • Оценка величины стимула (magnitude estimation)
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИ-ФЕНОМЕН, также парапсихологический феномен
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Различение стимула
  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I)
  • Результаты обучения (II) (learning outcomes, II)
  • СТИМУЛЫ УСЛОВНЫЕ
  • Теория активации внешних стимулов
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также «промывание мозгов»
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также м о ральная теология
  • поведение инвертированных людей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь