Основные сведения (background characteristics)


К О. с. относят широкий спектр описательных переменных, иногда наз. демографическими переменными. Демографические переменные включают пол, возраст, расу, этническое происхождение, район и тип проживания, наличие и состав семьи, сферу деятельности, доход, образование и др.

В сравнительных исслед. об-в и культур внимание фокусировалось на расовых/биолог. характеристиках и на политических, экономических, религиозных, семейных/родственных и др. институтах. Нек-рые культурные различия могут быть связаны, прямо или косвенно, с биолог. факторами, предположительно из-за ограничения генофондов вследствие географической изоляции, рестриктивных брачных правил, определения отдельных физиол. или физ. свойств как желательных (или нежелательных), и т. д. Однако в целом передача культурных паттернов рассматривается как результат соц. научения.

Социологи и психологи фокусируют свое внимание на разнообразных наборах О. с. Можно определить, напр., обладают ли группы сходными или различными осн. характеристиками, и попытаться связать эти демографические переменные с психол. факторами или последствиями.

Эти осн. биографические или демографические характеристики часто наз. «приписываемыми» или «достигаемыми». «Приписываемые» характеристики в целом рассматриваются как неизменные. Напр. принадлежность к определенной подгруппе определяется, в частности, расой и этническим происхождением родителей, однако в дополнение к таким физ. характеристикам родители обычно тж передают своим детям религиозную принадлежность. В гетерогенных об-вах различная расовая, этническая и религиозная принадлежность относится к категории свойств, вытекающих из семейного происхождения, и такого рода приписывания могут иметь определенные последствия для поведения. Кроме того, человек рождается в семье, к-рая обладает определенным соц. положением, определяемым в соответствии с др. характеристиками, такими как семейный доход, интеграция в общину и уровень престижа. Тж важными яв-ся такие конституирующие семью переменные, как размер и состав семьи, пол сиблингов, их число и разница в возрасте. Др. семейные переменные, считающиеся важными в отношении психол. последствий, в большей степени касаются процесса, нежели структуры, напр. паттерны взаимодействий и способы социализации. Благодаря этим процессам семья может передавать общие культурные ценности, а тж обеспечивать усвоение опыта, регулируя аттитюды и ожидания в отношении определенной культурной подгруппы и семейной констелляции.

Пол и возраст человека тж яв-ся «приписываемыми» характеристиками, хотя они и отличаются в концептуальном отношении от ранее описанных переменных. Влияние пола и связанных с ним гендерных ролей неизменно учитывается при изучении психол. факторов. Возраст человека считается фундаментальной переменной, имеющей значение для поведения в любом об-ве. Возраст отражает значение того факта, что сопутствующие и более широкие приобретения, обусловленные индивидуальным опытом, продолжают добавляться к соц. и психол. матрице, первоначальные контуры которой были намечены семейным происхождением. В результате индивидуум получает возможность накапливать «достигаемые» характеристики, пополняя запас того, что составляет дополнительную основу для будущих событий и этапов жизненного пути. Т. о., образование, профессия, доход, семья и статус в общине становятся важными переменными при объяснении личности и поведения. В то же время любая или все из рассмотренных ранее характеристик, будь то приписываемые или достигаемые, могут концептуализироваться как исходные (фоновые) относительно психол. последствий.

Раса, этническая принадлежность и социальный класс

Расу (биолог. характеристики) следует отличать от этнической принадлежности (культурных характеристик). На практике, однако, оказывается непростой задачей четкое определение либо расовых, либо этнических характеристик. Различия в поведенческих последствиях между расовыми и/или этническими группами с трудом поддаются объяснению из-за сопутствующих влияний др. связанных с происхождением факторов.

Пол

Большинство ранних психол. исслед. накапливали сведения, изучая преим. лиц мужского пола (особенно студентов колледжей). Сообщаемые различия между полами — в физ. силе, пространственных и вербальных способностях, к-рые могут иметь специфические биолог. компоненты, — трудно оценить без учета предварительного и длительного обучения умениям и общей социализации в рамках культурно определяемой «феминной» и «маскулинной» ориентации. Пол яв-ся биолог. переменной, и большинство психол. исслед. представляет убедительные свидетельства того, что роли и статус, зависящие от идентификаций биолог. пола (напр., гендерная социализация), имеют центральное значение в объяснении различий, к-рые могут возникать между мужчинами и женщинами в отношении таких психол. переменных, как конформность, агрессия и эмоциональное поведение. Трудности, связанные с разделением понятий пола и гендера, осложняют разрешение проблем половых различий, и важные вопросы, касающиеся мужского и женского поведения, остаются пока без ответа.

См. также Аккультурация, Андрогиния, Кросс-культурная психология, Полезависимость, Национальный характер

М. Л. Богатта

Просмотров: 1222
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВОЗРАСТ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Гендерная специфика суицидального поведения
  • Горизонтальная профессиональная сегрегация по признаку пола
  • ДОХОД НАЦИОНАЛЬНЫЙ
  • Динамические Характеристики Психических
  • Дискриминация в отношении женщин
  • Дополнительные Сенсорные Характеристики
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛА
  • Культурные различия (cultural differences)
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД
  • Насилие в отношении женщин
  • ПЕРЕМЕННЫЕ КОРРЕЛИРУЮЩИЕ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • Половое насилие в отношении женщин
  • Психологическое насилие в отношении женщин
  • Психология пола
  • Психология половых различий
  • Разделение труда по признаку пола
  • СООТНОШЕНИЕ ПОЛА
  • СТРУКТУРЫ ПЕРЕМЕННЫЕ
  • УПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
  • Эффект пола
  • динамические характеристики психических процессов
  • промежуточные переменные
  • уровень поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь