Контекстуальная ассоциация (contextual association)


Контекст занимает важное, но неоднозначное положение в психол. теории. В ранних исслед. англоязычных психологов контекст был отнесен к фоновой стимуляции, подкрепляющей и поддерживающей поведение. Поскольку контексту придавался такой же логический статус, как остальным источникам стимуляции, с ним можно было обращаться как с еще одним стимулом, способным вступать в ассоциативные связи с др. событиями. Используемый т. о. контекст позволил психологам исследовать вопрос о том, как опыт или, точнее, научение, может модифицировать наше восприятие.

Э. Б. Титченер, признанный лидер структурализма в США, провозгласил, что ощущения приобретают смысл благодаря контексту, в к-ром они возникают. Простые ощущения не имеют значения: смысл появляется только тогда, когда первичное ощущение сопровождают др. ощущения или образы. По мнению Э. Б. Титченера, смысл — это совокупность ощущений, вызываемых в воображении всякий раз, когда конкретное ощущение испытывается в определенном контексте. Неск. ранее У. Джемс выступил с обсуждением того, каким образом происходит различение изначально смешанных стимулов в рез-те добавления более различимых признаков, или ассоциаций, к каждому стимулу.

Почему же столь различные школы — структурализм Э. Б. Титченера, функционализм У. Джемса и необихевиоризм совр. теоретиков — одинаково обращаются с контекстом? Несмотря на многочисленные различия, все эти направления берут начало от эмпиризма. Как и эмпиризм, они делают главный упор на анализе явлений и разложении их на осн. элементы, а тж разделяют призыв к ассоцианизму, касающийся необходимости учитывать единство психич. жизни.

Хотя контекст, вступающий в связь с происходящими в нем событиями, м. б. рассмотрен как стимул, в равной степени вероятно, что контекст стимула может служить в качестве метасообщения, к-рое классифицирует элементарный стимул (сигнал). Сообщение, передаваемое сигналом, может определяться контекстом, в к-ром оно находится. Др. словами, один и тот же раздражитель в различном контексте может нести различные сообщения. Контекст, рассматриваемый в таком свете, становится суперординатным понятием, иерархически упорядочивающим и структурирующим поведение.

См. также Восприятие, Структурализм

Э. Рикерт

Просмотров: 915
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ..."
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • КОНТЕКСТ
  • контекст
  • Контекст
  • контекст
  • КОНТЕКСТ
  • контекст
  • КОНТЕКСТ ОПРАВДАНИЯ
  • КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ
  • КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ И КОНТЕКСТ ОБОСНОВАНИЯ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • представление как репрезентация
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
  • экстенсиональный контекст
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
  • языковой контекст



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь