Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling)


К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70-е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и надежной исследовательской поддержки развиваемых концепций, хотя сейчас положение начинает улучшаться. К. по в. д. занимались представители двух профессиональных групп: одни занимались изучением досуга (включ. терапевтическое восстановление сил), а др. — собственно консультированием. Существовала тенденция воспринимать поведение в сфере досуга как вопрос выбора конкретных занятий, не рассматривая досуг с т. зр. психол. значения этих занятий для индивидуума.

Возможно, что совр. интерес к К. по в. д. отчасти может быть связан с ростом обеспеченности в Западной Европе и Северной Америке и ослаблением этики протестантизма как источника индивидуальных и соц. ценностей. В прошлом, когда осн. часть населения земного шара бедствовала, работа всячески превозносилась, а досуг осуждался. Теперь мы все больше и больше обращаемся к досугу как к главному источнику смысла жизни и получаемого от нее удовлетворения. Это особенно верно для людей, к-рым их работа кажется неинтересной и не несущей в себе внутреннего смысла. К сожалению, это именно те люди, занятиям к-рых и в сфере досуга часто недостает разнообразия, соревновательного отношения и личного смысла.

Определения досуга

В литературе можно встретить по меньшей мере четыре категории дефиниций досуга, хотя понятийно они частично перекрывают друг друга. Дефиниции по остаточному принципу (residual definitions) рассматривают досуг как нечто, что чел. делает в оставшееся у него после завершения необходимой для жизни деятельности время. Дефиниции, соотнесенные с деятельностью (activity-related definitions), определяют досуг через тип деятельности, в к-рую чел. вовлечен. Под досугом понимают одни виды деятельности, в то время как др. определяют как работу, независимо от того, в каком контексте они встречаются.

Дефиниции, соотнесенные с работой (work-related definition), отражают структуру ценностей рабочей этики протестантизма. Первый тип досуга получил название взаимодополняющего (complementary), или побочного (spillover), когда характер досуговой деятельности чел. имеет сходство с характером его трудовой деятельности. Второй тип досуга был назван дополняющим (supplemental), когда в качестве досуговых занятий сознательно выбираются занятия, совершенно отличающиеся от круга рабочих обязанностей. Компенсаторный досуг относится к тем занятиям, придуманным для снижения либо устранения стрессов или напряженных состояний, к-рые индивидуум испытывает в повседневной жизни.

Психол. дефиниции досуга скорее подчеркивают значение досугового опыта для индивидуума, чем тот тип деятельности, в к-рую он вовлечен, или же ее отношение к к.-л. иной деятельности. Ньюлинджер определяет досуг как состояние души — пребывание в согласии с самим собой и с тем, что ты делаешь. Его концепция досуга построена на двух биполярных конструктах: свободе—ограничении и внутренней мотивации—внешней мотивации.

Потребности и мотивы досуга

Мн. теоретики в области психологии личности, занимая разные позиции, тем не менее отмечают в качестве осн. жизненной задачи развитие человеком чувства компетентности, мастерства и самоэффективности. Обнаружено, что люди выбирают те виды деятельности, в к-рых они воспринимают себя как компетентных, т. к., принимая участие в подобных видах деятельности, они повышают чувство компетентности и усиливают ощущение свободы. Кроме того, приобретение новых досуговых навыков (предполагающее минимальную и затем возрастающую компетентность) улучшает представления чел. о себе, тогда как занятия, ограниченные имеющимися навыками, лишь поддерживают уже существующую Я-концепцию.

Были обнаружены тж др. потребности и мотивы досуга. Оказалось, что людей мотивирует потребность в оптимальном возбуждении и непостоянстве или то, что можно назвать «ценностью новизны». Конечно же, уровень оптимального возбуждения отличен у разных людей, но удовлетворить эту потребность может каждый, участвуя в досуговой деятельности. Кроме того, досуговые занятия ценятся в той степени, в какой они обеспечивают вовлечение в положительные межличностные отношения.

Появление парадигм досуга

В последнее время появилось неск. всесторонних трактовок психол. природы досуга. Мак-Дауэлл привел аргументы в пользу того, что досуговый опыт относится к типичному «правополушарному мышлению», тогда как трудовое сознание имеет характер «левополушарного мышления». Кроме того, им сформулировано понятие досугового благополучия, к-рое он определяет как «эстетический, доставляющий удовольствие, отвечающий потребностям, полезный для здоровья и динамичный стиль досуга». Мак-Дауэлл полагает, что досуговое благополучие включает в себя четыре осн. компонента самопомощи: совладание, сознавание— понимание, осведомленность и притязания.

С. Айсо-Ахола считает, что существуют четыре наиболее важные детерминанты восприятия опыта как досуга: а) сознаваемая свобода участия в деятельности, б) внутренняя мотивация участия в деятельности, в) то, относится ли деятельность к повседневной работе, а тж г) то, направлена ли деятельность на достижение конечных или инструментальных целей. Есть определенные доказательства того, что при уже имеющемся высоком уровне интереса к деятельности ожидаемое внешнее вознаграждение за участие в ней может на самом деле снизить дальнейшее участие чел. в этой деятельности.

Феномен досуга был тж рассмотрен с позиций теории атрибуции. Под атрибуцией понимаются процессы, посредством к-рых индивид приписывает причины событиям, поведению и конечным рез-там, пытаясь конструировать каузальное значение ситуаций. Было установлено, что атрибуция имеет три измерения: интернальность — экстернальность (заключена ли данная причина в самом чел. или нет); устойчивость — неустойчивость (яв-ся ли причина устойчивой во времени); и глобальность — специфичность (яв-ся ли причина общей для мн. ситуаций). Существует достаточно высокая положительная связь между сознаваемой свободой и внутренней (интервальной) причинностью, поэтому люди склонны определять досуг как те занятия, к-рые обусловлены действием внутренних устойчивых причин.

Может иметь место и интернально неустойчивая атрибуция, когда индивидуум увлекается новыми занятиями, в к-рых его компетенция подтверждается от случая к случаю. В такой ситуации следует помочь чел. связать свои успехи с внутренними, а не с внешними факторами, чтобы поддержать его участие в данной деятельности и не дать ей превратиться для него в «работу».

Измерение глобальность — специфичность относится к атрибуциям собственной компетентности (либо некомпетентности) в сфере досуговых занятий относительно воспринимаемой компетентности др.

Модели консультирования по вопросам досуга

За последние неск. лет было предложено большое число моделей К. по в. д., к-рые Тинсли и Тинсли объединили в три категории: а) ориентирование в сфере досуга, б) принятие решений по вопросам досуга и в) досуговое консультирование. В моделях ориентирования в сфере досуга предпочтение отдается методикам информирования, к-рые нацелены на помощь клиенту в выборе подходящей досуговой деятельности, вызывающей у него интерес. Модели принятия решений тж придают значение помощи клиенту в выборе подходящих занятий в свободное время, однако имеет место большее использование взаимоотношений клиент—консультант как части консультационного взаимодействия, так же как и большее осознание и применение процесса принятия решения. Модели досугового консультирования предполагают холистический фокус на целостной личности и установление помогающих консультационных отношений.

Цели консультирования по вопросам досуга

Главной целью К. по в. д. яв-ся обеспечение роста воспринимаемой клиентами компетентности благодаря их вовлечению в те виды деятельности, в к-рых они могут добиться успеха. Обеспечение клиентов растущим ощущением свободы благодаря вовлечению их в свободно избранную, повышающую компетентность деятельность составляет вторую цель.

Еще одна цель К. по в. д. — повышение индивидуального уровня оптимального возбуждения и непостоянства (incongruity), т. е. того, в чем отчаянно нуждаются мн. люди. По существу, этого можно достичь, повышая разнообразие, соревновательное значение и сложность досуговых занятий.

Кроме того, досуговые занятия могут играть роль пробной подготовки к дальнейшей деятельности: мн. люди превратили свои увлечения в приносящие удовлетворение виды профессиональной деятельности. Досуговые занятия тж могут удовлетворять те потребности, к-рые не удается удовлетворить в др. видах деятельности (напр., в трудовой).

См. также Свобода, Стресс

Т. Дауд

Просмотров: 1108
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • детерминация психической деятельности
  • деятельности Леонтьева теория
  • деятельности Рубинштейна теория
  • деятельности теории
  • деятельности теория
  • знание-как и знание-что
  • Изучение деятельности
  • индивидуальный стиль деятельности
  • Индивидуальный Стиль Деятельности
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте)
  • Критерий оценки трудовой деятельности (criterion in employment)
  • неосознаваемые побудители деятельности
  • операция в теории деятельности
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
  • СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
  • стиль деятельности индивидуальный
  • строение деятельности
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • теория деятельности
  • Теория Деятельности
  • теория деятельности Леонтьева
  • теория деятельности Рубинштейна
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • Теория Деятельности, Разработанная
  • тип высшей нервной деятельности
  • эффективность деятельности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь