Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 Когнитивная сложность (cognitive complexity)



Когнитивная сложность (cognitive complexity)


К. с. первоначально определялась Джеймсом Бьери как «тенденция истолковывать соц. поведение в многоаспектной (многомерной) манере». Его операциональное определение этого понятия основано на Тесте репертуарных решеток ролевых конструктов Джорджа Келли (Role Construct Repertory Grid Test), в к-ром испытуемые последовательно классифицируют своих знакомых на основе различных биполярных измерений, или «конструктов», вводимых по ходу оценки ими самими, напр. общительный/замкнутый. Индекс К. с. Бьери отражает то, в какой степени испытуемые используют различные конструкты как независимые друг от друга при классиф. тех же самых людей. По существу, это мера дифференциации конструктов. Он обнаружил, что ретестовая надежность индекса составляет 0,80 и что этот индекс коррелирует с точностью предсказания испытуемыми различий между ними самими и двумя знакомыми в терминах их ответов на опросник, касающийся соц. поведения.

В дальнейшем Бьери разработал новый тест решеток, в к-ром испытуемые оценивают 10 своих знакомых с помощью 6-балльной шкалы (от -3 до +3) на основе стандартного списка из 10 биполярных конструктов. Все полученные наборы оценок сравниваются друг с другом и за совпадение оценки, получаемой одним и тем же лицом по двум различным конструктам, начисляется 1 балл. Чем выше итоговый балл по тесту, тем меньшей К. с. характеризуется испытуемый.

Исслед. К. с. показывают, что испытуемые имеют тенденцию в большей степени дифференцировать конструкты при характеристике людей в плане «отрицательных валентностей» — напр., «человек, с к-рым вы чувствуете себя наименее комфортно» или «нелюбимый персонаж в пьесе», — чем при описании «положительных» фигур, таких как «ваш лучший друг» или «главный герой вашего любимого романа». Эти данные согласуются с «гипотезой бдительности» (vigilance hypothesis) Бьери, согласно к-рой мы склонны к более дифференцированным интерпретациям поведения потенциально угрожающих нам лиц, с тем чтобы обособить наши впечатления о них.

Др. показатели К. с., выводимые из различных тестов репертуарных решеток, включают, среди прочих, процент полной дисперсии, объясняемый наибольшим фактором или первым главным компонентом; число значимых корреляций между конструктами; среднюю корреляцию между конструктами; среднее расстояние между фигурами и степень, в к-рой др. характеризуются как сходные с самим испытуемым.

Основн. проблема в использовании репертуарных решеток с целью оценки К. с. у нормальных испытуемых отражается в том факте, что больные шизофренией (с нарушениями мышления) демонстрируют сравнительно высокую степень статистической независимости между конструктами при описании людей на основе тестов решеток; однако их соц. суждения точнее было бы характеризовать как случайные, чем как сложные по своей орг-ции, по той причине, что они обнаруживают высокую нестабильность от одного случая к другому.

См. также Когнитивный диссонанс, Теория личных конструктов, Методика репертуарных решеток

Дж. Р. Адамс-Уэббер

Просмотров: 1110
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • ДРУГ
  • Друг царя
  • Друдж (Друг)
  • Дружба, друг
  • ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
  • Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance)
  • МЕТОД ОЦЕНКИ
  • Метод Репертуарных Решеток
  • Методика репертуарных решеток (repertory grid technique)
  • Методики Оценки Дивергентного Мышления
  • Новый друг
  • ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНЫЕ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • Предчувствие оценки
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • САМОМОДЕЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВИДЕОЗАПИСИ
  • Соперничество между потгомками
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Теория личных конструктов (personal construct theory)
  • Типология Людей С Нарушениями Слуха
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • метод оценки экспертной
  • поведение инвертированных людей
  • теория конструктов личностных
  • типология людей с нарушениями слуха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь