Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
Энвайронментальная психология (environmental psychology)Э. п. — специализированная область, изучающая отношения между поведением и условиями среды, в к-рой оно имеет место. Под поведением здесь понимаются как доступные наблюдению действия, так и не доступные ему акты, включая мысли, эмоции и т. п., а под средой — физ. окружение организма. Хотя специалисты в области Э. п. учитывают в своих исслед. и некоторые аспекты соц. окружения (напр., семью или референтные группы), все же их внимание в первую очередь направлено на изучение влияния физ. среды. Так, значительная часть исслед., относимых к области Э. п., посвящены изучению влияния шума, загрязнения воздуха, экстремальных температур и разных способов орг-ции пространства архитекторами. Важность влияния среды в определении поведения признается в той или иной степени уже давно. Истоки эксперим. психологии лежат в контролируемых лабораторных исслед. воздействий света, давления и др. средовых факторов на поведение чел. К сожалению, предметом интереса были только изолированные раздражители, отчего условия, при к-рых изучалось влияния света, не имели ничего общего с реальной стимуляцией светом меняющейся интенсивности. Вместо этого исследовались ощущения искусственных (изолированных) физ. стимулов. Позднее поведенческая психология осознала важность среды в контролировании поведения, но в рамках этого направления среда, как она обычно определялась, была представлена режимами подкрепления или изолированными элементами, выделенными из окружающей обстановки. Первым психологом, чьи представления о «среде» во многом соответствуют совр. толкованию этого термина, был Курт Левин, полагавший, что поведение (B) определяется особенностями личности (Р) и среды (E), т. е., что В = f(P, E). Хотя Левин имел в виду преимущественно соц. среду, он все же говорил о всей среде как таковой, а не о каком-то одном факторе, изъятом из общего контекста и изучаемом в контролируемых лабораторных условиях. Промежуток между 1950 и 1970 годами — период постепенного развития концепции окружающей среды в направлении осознания ее важной контекстуальной роли в поведении чел., на к-рую указывал Левин. Фестингер, Шехтер и Бек провели исслед. возникновение дружеских связей между соседями и развитие групп в физ. контексте жилого комплекса. Они обнаружили явные влияния особенностей планировки жилого комплекса на оба этих соц. процесса. Впоследствии специалисты в области челов. факторов начали анализировать производственную среду, напр., кабины пилотов, и применять психологию для определения того, как различная орг-ция производственной среды влияет на челов. реакции. К 1970 г. появилось уже немало исследователей, называвших себя энвайронментальными психологами и изучавших средовые условия и вытекающее из них поведение. Однако Э. п. рассматривает окружающую обстановку скорее как единое целое, нежели как набор стимулов. Гласс и Сингер провели большую серию исслед. эффектов городского стресса. Впоследствии результаты их лабораторных экспериментов были использованы для проведения полевых исслед., в результате чего была получена информ. о воздействии шума в условиях мегаполиса. Полученные в лабораторных условиях свидетельства того, что контроль над уровнем шума уменьшает вероятность возникновения стрессов, были распространены и на др. средовые факторы. Была доказана возможность контролировать уровень стресса в переполненных электричках и на рабочих местах, требующих от работника большого напряжения. Большинство специалистов в области Э. п. предпочитают не связывать себя к.-л. определенной методикой проведения исслед. и стараются проверять результаты лабораторных экспериментов в полевых условиях. Однако, в связи с тем, что в реальных условиях не всегда удается провести чистый эксперимент, исключение альтернатив и уточнение понятий нередко требует проведения именно лабораторных исслед. Др. характерной особенностью Э. п. яв-ся ее повышенное внимание к взаимосвязанности среды и поведения. В некоторых случаях среда откровенно принуждает к определенным действиям, иногда она предоставляет чел. право выбора, а иногда — оказывает на поведение менее заметное влияние. Однако люди не только испытывают влияние среды, но и изменяют ее, т. е. оказывают на нее существенное влияние. В известной мере справедливо утверждение, что отношения между средой и поведением постоянно изменяются. Исслед. в области Э. п. носят ярко выраженный прикладной характер. Они преимущественно направлены на решение определенных проблем, напр., коррекции последствий воздействия средовых стрессоров. Что же касается теорет. концепций, направляющих эти исслед., то их число невелико (если вообще можно говорить о существовании теорет. основ Э. п.). Разумеется, предлагались концептуализации множества проблемных областей, но все они носили вторичный характер по отношению к работам, непосредственно нацеленным на понимание или решение конкретных проблем. Есть, конечно же, и исключения. Одним из них яв-ся модель стресса, использованная для объединения исслед. целого ряда средовых факторов, включая тесноту, шум и температуру. Концепция неспецифической реакции на стресс, согласно к-рой люди реагируют на все стрессоры практически одним и тем же способом, сформировалась на основе работ Ганса Селье, к-рый выявил общие закономерности реагирования на различные вредные факторы и сформулировал понятие общего адаптационного синдрома для объяснения этой реакции. Дальнейшая разработка понятия стресса привела к выявлению субъективной оценки как важного механизма, объясняющего специфические копинг-реакции. В дополнение к этому были выявлены различия в реакциях на разные стрессоры. Однако, сопоставив все результаты, исследователи согласились с тем, что общие закономерности реакций на различные стрессоры более значимы, нежели эти различия, и по крайней мере два средовых фактора — теснота и шум — одинаково влияют на поведение чел. Более общая ориентация в рамках Э. п. называется детерминизмом. Не будучи особенно популярной, она, однако, заметно проявилась в исслед., посвященных влиянию архитектуры на поведение людей. Причиной непопулярности детерминизма яв-ся его чрезмерное внимание к средовым факторам и отказ от признания того факта, что не только среда влияет на чел., но и чел. влияет на среду. В своем крайнем выражении детерминизм утверждает прямую зависимость между средой и определенными формами поведения, отрицая какое бы то ни было взаимодействие между ними. Архитектурный детерминизм исходит из того, что люди способны адаптироваться к любой организации пространства и что поведение в данной среде определяется исключительно особенностями последней. Большинство теорет. подходов к трактовке проблемы среды и поведения противоречат этой т. зр. Др. перспектива, используемая энвайронментальными психологами, концентрируется на понятии возбуждения. Поскольку возбуждение яв-ся одним из аспектов стресса, эта модель имеет сходство с моделью стресса. Однако, она все же отличается от нее: возбуждение, определяемое как повышенный уровень активности головного мозга и реагирования (напр., сердечный ритм, дыхание) автономной НС, может быть связано с событиями, к-рые не вызывают стресса. Возбуждение могут вызывать как неприятные, так и приятные стимулы, и исследователи полагают, что любую среду хотя бы частично можно описать с т. зр. тех ее свойств, к-рые вызывают возбуждение. Средовая нагрузка (environmental load) — еще одна перспектива, используемая при изучении среды и поведения, позволяющая сконцентрироваться на внимании как осн. переменной в отношениях между человеком и средой. Когда объем информ., порождаемой окружающей средой, больше того, который способен переработать индивидуум, происходит перегрузка. Напротив, если информ. мало, чел. оказывается в некоем информ. вакууме. Перегрузкой пытались объяснить проблемы, связанные с городской жизнью и теснотой, а информ. дефицитом — эффекты монотонной обстановки и изоляции. Экологическая психология Р. Дж. Баркера представляет собой др. теорет. направление в изучении отношений между средой и поведением. Баркера более всего интересовала целостность контекста поведения. Каждый случай поведения имеет пространственный и временной контексты, и это трехкомпонентное единство — сеттинг поведения — как раз и яв-ся адекватным уровнем анализа для энвайронментальных исслед. Эти сеттинги поддерживаются благодаря действию множества процессов, что обеспечивает возможность альтернативных т. зр. на различные проблемы, связанные с окружающей средой. В Э. п. известны и др. теории и подходы, однако эта область исслед. пока что не имеет серьезной теорет. базы. Теории, к-рые пытаются охватить все аспекты взаимодействия среды и поведения, слишком сложны и громоздки. Э. п. отказалась от них, определив для своих исслед. ряд более узких областей, каждая из к-рых имеет собственную модель и собственную литературу. Все эти более узкие области Э. п. развивают собственные теорет. и прикладные аспекты. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что они включают эффекты тесноты, поведение в пространстве, влияние архитектуры на поведение, познание среды (environmental cognition), природоохранное образование, средовой стресс и, в ограниченной степени, условия труда (производственную среду). См. также Прикладные исследования А. С. Баум Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|