|
СЯНЬ СЮЭСЯНЬ СЮЭ СЯНЬ СЮЭ (кит. — учение о бессмертии) — одна из важнейших доктрин даосизма, аспект даосской теории и практики “вскармливания жизни” (ян шэн сюэ), которая в европейской литературе иногда именуется макробиотикой и в целом ассоциируется с <яаосской алхимией” (дань). Эти даосские искусства, тесно связанные с традиционной медициной, предполагали в качестве конечного результата достижение телесного бессмертия. Адепты, достигшие искомого состояния, назывались “бессмертными” (сянь или шэньсянь). Некоторые из “бессмертных” получили необычайную популярность в фольклорной традиции и стали темой бесчисленных произведений словесного и изобразительного искусства: таковы, напр., знаменитые “восемь даосских бессмертных” (ба сянь), большинство из которых преданием возводятся к реальным историческим прототипам. Предполагалось, что “бессмертные” живут в уединении, чаще всего в глубине гор, лишь время от времени вступая в контакт с людьми, особенно при необходимости передать кому-нибудь достойному свое тайное знание, иногда обозначаемое термином сянь сюэ, который может быть истолкован и как “наука достижения бессмертия”, и как “наука бессмертных мудрецов”. В более узком смысле под сянь сюэ иногда подразумевают совокупность алхимических практик, которые в традиции подразделялись .на “внешние” (вай дань), связанные с приготовлением “эликсира бессмертия”, и “внутренние” (нэй дань), имеющие целью замещение с помощью специальных упражнений смертного тела адепта на бессмертное: последнее постепенно “выращивается” из некоего “зародыша”, создаваемого внутри первого при помощи специальной психотехники. Считается, что сянь сюэ как последовательное вероучение сформировалось в общих чертах в 3—4 вв. до н. э. на территории древних царств Янь и Ци в среде магов (фанши) и даосов (даожэнь), в основном занимавшихся целительством. Некоторые фрагменты “Чжуан-цзы” и чуской поэзии (“Чуские строфы”, “Чу цы”) свидетельствуют о том, что в царстве Чу существовал свой вариант “шаманизма”, лишь отчасти сходный с практикой других эзотериков. Поисками путей к бессмертию активно интересовались правители ранних империй, в частности Цинь Шихуан и ханьский император Уди, о магах-советниках которых сохранились довольно подробные сведения в “Исторических записках” Сыма Цяня (“Ши цзи”, гл. 6 и 12). В танскую эпоху увлечение некоторых императоров даосизмом привело к дальнейшему развитию культа “бессмертных” и их искусств, что, в частности, выразилось в их своеобразной специализации. Так, стали различаться “земные бессмертные” (ди сянь), в основном обитающие на горе Куньлунь в обществе “Хозяйки Запада” (Сиванму), “небесные бессмертные” (тянь сянь), живущие на небесах и превосходящие всех других своими способностями, “люди-бессмертные” (жэнь сянь), занимающиеся созерцанием и свободные от земных соблазнов, но еще не достигшие бессмертия, собственно “гений-бессмертные” (шэнь сянь), пребывающие на островах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу в Восточном море (с ними искал встречи Цинь Шихуан), и наконец “демы-бессмертные” (гуй сянь), неприкаянные души казненных преступников, утопленников и лиц, не оставивших потомства, ведущие призрачное существование и порой представляющие опасность для людей. “Бессмертным” посвящена обширная литература, в т. ч. один из наиболее известных сборников, “Жизнеописания бессмертных” (“Шэньсянь чжуань”) Я Хуна, в котором приведены биографии более 80 персонажей. В этих популярных историях “бессмертным” приписываются самые разнообразные чудесные способности: они владеют искусством превращения, умеют летать по воздуху, используют драконов в качестве ездовых животных, опускаются на морское дно, питаются “изначальным эфиром (1(”-пневмой)”. Они обладают необычной внешностью, но иногда любят затеряться среди простого люда. Тесное переплетение в этих историях вымысла и реальности придает им удивительную жизненность, редкую в агиографической литературе. Несмотря на легендарный колорит, история “бессмертных”, безусловно, имела и аспекты, достойные внимания историков науки. ?.?. Ткаченко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|