ПАРЕТО


ПАРЕТО
(Pareto) Вильфредо (1848—1923) — ит. социолог и экономист. Все поступки делятся П. на логические и нелогические. В категорию нелогических поступков попадают те действия, которые субъективно или объективно не обнаруживают логической связи. В первой части «Трактата всеобщей социологии» П. исследует нелогические поступки, во второй части анализируются логические поступки и делается попытка воссоздания социального целого и синтетического объяснения общества.
По мнению П., обязанность логически-экспериментальной науки состоит в том, чтобы избегать любых экстра- или метаэмпирических понятий. Все употребляемые слова должны соотноситься с отмеченными или наблюдаемыми фактами, все понятия должны определяться относительно непосредственно установленных реалий или тех реалий, которые могут возникнуть в ходе эксперимента. Религиозным и иным понятиям, неприложимым к миру феноменов, нет места в логически-экспериментальной науке.
Метод П. сводится к фиксации множества проявлений чувств, действий, теорий, курьезного поведения, разновидностей религиозного опыта, магии, колдовства и т.д. и к установлению того, что, хотя все эти виды поведения различны и заключают в себе, как кажется, нечто вроде анархического изобилия, при более внимательном анализе они обнаруживают определенную устойчивость. В частности, во всех обществах люди испытывают отвращение к убийству; но в разные эпохи и в разных обществах они объясняют или оправдывают отказ от убийства разными мотивами. В некоторых случаях говорят, что Зевс запрещает преступления, в др. — что всеобщий Разум не допускает покушения на человеческое достоинство. Запрет обосновывается разными теориями, но есть константа: отказ от определенного поведения, и причиной отказа служит психическое состояние или чувство. Иррациональные, инстинктивные мотивы действия П. называет «остатками», указывая на их свойство «оставаться» после того, как произведена редукция всех рациональных соображений. «Остатки» — это чувства, инстинкты, страсти, импульсы, которые обусловливают поведение человека. П. пытается типологизировать «остатки» и производные от них духовные феномены, которые он называет «деривациями». Деривации — это переменные элементы системы, образуемой поведением человека и его словесным сопровождением.
П. рассматривает общество как сложную систему. В его социологии решающим является различие между массами и элитой. П. дает два определения элиты: широкое, охватывающее всю общественную элиту, и узкое, прилагаемое лишь к правящей элите. История, согласно знаменитой формуле П., — это кладбище аристократий, летопись преемственности привилегированных меньшинств, которые формируются, борются, достигают власти, пользуются ею и приходят в упадок, чтобы быть замененными др. меньшинствами. Циркуляция элит — основной аспект того, что П. называет общим строением общества.
П. стремится дать диагностику демократических обществ, которые он сам именует, однако, плутодемократическими, чтобы не забывалась их основная черта: существование тесной связи между политическим классом, или элитой в строгом смысле слова, и руководящими кадрами промышленности и финансов. «Трактат всеобщей социологии» вызвал весьма разноречивые оценки.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ПАРЕТО
        (Pareto) Вильфредо (15.7.1848, Париж,— 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы), итал. социолог и политэконом, представитель математич. школы в бурж. политэкономии.
        Социологич. концепция П. соединяет В себе противоречащие друг другу моменты — логическиэкспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочнопсихологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что основу обществ. процессов составляют человеч. поступки, определяемые преим. иррациональным, инстинктивным, т. е. тем, что в принципе невозможно точно описать и рационально объяснить.
        Являясь одним из лидеров психологич. направления в социологии, П. утверждал, что социальное развитие определяется поступками людей, которые делятся на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой обществ. развития служат нелогич. поступки, в основе которых лежит комплекс побудит. инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устой' чивую психологич. константу любого нелогич. поступка. Этот комплекс П. назвал «остатком» (residue), Имея в виду то, что остаётся, если из всей Совокупности социальных действий и мыслей удалить всё несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логич., вернее псевдологич., обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогич. поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы П. назвал «производными» (deriva-zioni). Их наличие не говорит о сознат. лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религ. доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» П. положил в основу объяснения всех обществ. явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из этой искусств. схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни. Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистич. интересы, отд. слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляет элиту. П. мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодарённые люди — вожди. История, по П.,— арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом обществ. жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь огранич. преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» — в форме социальных теорий и филос.историч. учений — являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по П., принуждению масс к повиновению. Резко враждебно относясь к марксизму и революц. движению рабочего класса, упрекая марксизм за переоценку экономич. факторов, П. в то же время враждебно относился к идеалам бурж. демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам П. отрицательно отнёсся к фашизму. Наивысшим принципом политич. жизни П. считал власть безотносительно к этич. оценке тех приёмов, с помощью которых она достигается.
        Oeuvres completes, publ. sous la direction de G.Busino, t. 1—20, Geneve, 1964—75; Trattato di sociologia generate, v. 1—2, Mil 1964; Carteggi paretianl (18Я2—1923), Roma, 1964; Scritti sociologici, Torino, 1968; The ruling class in Italy before 1900, N. Y. 1974; Scritti politici, t. 1—2, Torino, 1974; Compendio di sociologia generale, Torino, 1978.
        Совр. социологич. теория, сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Селигмен Б., Осн. течения совр. экономич. мысли, пер. с англ., М., 1968; История бурж. социологии 19 — нач. 20 вв., М., 1979, с, 309—32; Schumpeter J. ?.,
        Ten great economists, ?. ?., 1965; ?uslno G., GH studt su V. Pareto oggi. Dall 'agiografia alia critica (1923—1973), Rotna.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПАРЕТО
(Pareto)
Вильфредо (род. 15 июля 1848, Париж – ум. 20 авг. 1923, Селиньи, близ Женевы) – итал. социолог и политэконом, профессор в Лозанне с 1894. Отклонив исторический материализм, Парето пытался применять строгий и точный метод, заимствованный у математики или физики, для исследования экономических и социальных сил и положений экономического равновесия. Мышление человека определяется его деятельностью, структура общества и структура действия являются «производным» (итал. derivazioni), и именно от разлитого всюду инстинкта. Мыслительные системы такого «выведения» являются «скрыто-идеологическими». Специфический динамический фактор социального организма – «элита», богатая инстинктами, создающая и усовершенствующая идеологию. Осн. произ.: «Les systemes socialistes», 2 vol. 1902; «L'economie et la sociologies, 1907; «Manuel d'economie politique», 1909; «Fatti e teorie», 1920; «Compendio di soziologia generate», 1920; «Transformazione della democrazia», 1921.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПАРЕТО
(Pareto), Вильфредо (15 июля 1848 – 20 авг. 1923) – итал. бурж. социолог и политэконом. В 1893–1906 – проф. политич. экономии Лозаннского ун-та.
В социологич. концепции П. противоречиво соединены логически- эксперимент. методология, направленная против оценочно-психологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что источник обществ. развития – психология человека. Все филос., моральные и политич. предпосылки, по П., должны исключаться из социологии, равно как и претензия на абсолютность науч. истины.
Для П. характерно отрицание монистич. причинного подхода. Социология и политич. экономия, с его т. зр., как и любая точная наука, имеет дело только с выяснением функциональной зависимости между явлениями, к-рые все выступают как равнозначные. П. выдвинул требование вскрыть за сплетением идей реальные силы, определяющие поведение людей. Он считал, что человек не поступает так, как он думает, а думает так, потому что он так поступает; для него первично не мышление, а поступки. Последние делятся П. на логические и нелогические; первые определяются осознанными целями, вторые – неосознаны, иррациональны. По П., обществ. развитие обусловлено нелогич. действиями. Каждый нелогич. поступок П. разлагал на три элемента: внешнее протекание действия, обоснование поведения, имеющееся у действующего, и фактич. психич. состояние действующего, определяющее осуществление действия. Комплекс побудит. инстинктов, стремлений, чувств и интересов составляет, по П., относительно устойчивую психич. константу любого нелогич. действия, к-рую он назвал остатком (residue). Вторым осн. элементом нелогич. действий являются изменчивые интерпретации этих остатков, к-рые объясняют их, но в то же время и маскируют. Этот тип явлений П. называл производными (derivazioni) и связывал их с тем, что человеку, как существу чувства, веры, а не разума, изначально присуща потребность в логическом или, вернее, псевдологическом обосновании post factum своего иррационального поведения. Человек, как правило, верит в истинность этого обоснования. Возрастая и охватывая массы, "производные" могут достигать уровня идеологий, религ. представлений. В основу объяснения всех обществ. явлений П. положил определ. классификации "остатков" и "производных", к-рые, вступая во взаимодействия друг с другом, и определяют конкретно тот или иной социальный процесс или явление. Исходя из этой искусственной и ненауч. схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни. Общество, с его т. зр., является системой, находящейся в равновесии, поскольку выступает как результат взаимно парализующих друг друга антагонистич. интересов отд. слоев и классов. Антагонизм вызывается социальным неравенством людей, связанным с неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью руководить обладают лишь немногие (элита).
П. выдвинул идею, согласно к-рой история является ареной постоянной борьбы элит за власть. Процесс смены элит ("циркуляция элит") связан с комбинациями "остатков" у правящего слоя. Согласно П., любой обществ. процесс распадается на три цикла: политический, экономический и идеологический. Каждый цикл определяется двумя осн. типами элит – в политике это "львы" и "лисы", в э к о н о м и к е – "рантье" и "спекулянты", в и д е о л о г и и – "оптимисты" и "скептики". Соответственно типу элит, обществ. развитие то ускоряется, то замедляется. "Львы" – политич. вожди, убежденные в абсолютности своей веры в идеальные цели, – используют власть для их осуществления. Для этого типа элит характерен консерватизм в правлении. Правящий класс со временем вымирает и пополняется отд. представителями из неправящего класса. Этот процесс ведет к перераспределению остатков, в результате чего возникает второй тип элит – "лис" – вождей, не верящих в абсолютность своих целей и использующих для достижения власти обман и политич. спекуляцию. Каждый тип не удовлетворяет вечным проблемам руководства; поэтому необходима постоянная смена элит, к-рая осуществляется с помощью насилия. Творч. сила элит, по П., – основа всех обществ. процессов. "Производные" в форме социальных теорий и философско-историч. концепций являются лишь средством в борьбе элит и служат тому, чтобы принудить массы к согласию и повиновению. Для совр. капиталистич. общества, по П., характерна фаза господства элиты "лис" (к-рую он назвал "демагогич. плутократией"). Резко враждебно относясь к марксизму и революц. движению рабочего класса и повторяя "обвинения" против марксизма в переоценке экономич. фактора, П. в то же время враждебно относился и к идеалам бурж. демократии, что впоследствии было использовано идеологами фашизма. (Муссолини называл П. своим учителем; сам П. относился к фашизму резко отрицательно). Наивысшим принципом политич. жизни П. считал власть, безотносительно к способу ее достижения.
Идеи П., особенно теория элиты, оказали большое влияние на бурж. социологию. Однако начиная с 40-х гг. растет число социологов, критикующих реакц. направленность и антиинтеллектуализм социологии П., ее схематичность и абстрактность.
Соч.: Cours d'economie politique, v. 1–2, Lausanne, 1896–1897 (пер. на итал. яз. – Torino, 1961); Le peril socialiste, [P.], 1900; Corrispondenza, Padova, 1948; Forma ed equilibrio sociale..., Bologna, 1959.
Лит.: Беккер Г., Босков ?., Совр. социологич. теория, пер. с англ., М., 1961; Eisermann G., V. Pareto als Nationalokonom und Soziologe, Tubingen, 1961.
И. Добронравов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Парето
    ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (15 июля 1848, Париж — 20 августа 1923, Солиньи, близ Женевы) — итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне (с 1892), учитель Муссолини.
    Социологическая концепция Парето соединяет в себе логически-экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочно-психологического подхода к общественным явлениям, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктивными мотивами. Парето разделил поступки людей на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс он назвал “остатком” (residue), имея в виду то, чтоостается, если из всей совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логическом обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации “остатков”, которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы он назвал “производными” (derivazioni). Их наличие не говорит о сознательном лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, “производные” могут превращаться в идеологии и религиозные доктрины. Классификацию “остатков” и “производных” Парето положил в основу объяснения общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Общество, по Парето,— это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением “остатков” среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляют элиту. Парето мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди — вожди. История — арена постоянной борьбы элит за власть. “Циркуляция элит” является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями “остатков” у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. “Производные” — в форме социальных теорий и философско-исторических учений — являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Парето негативно относился к идеалам демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам Парето отрицательно отнесся к фашизму.
    Соч.: Oeuvres completes, publ. sous la direction de G. Busino, t. 1—20. Gen., 1964—75; Trattato di sociologia generale, v. 1—2. Mil., 1964; Carteggi paretiani (1892—1923). Roma, 1964; Scritti sociologici. Torino, 1966; The Ruling Class in Italy before 1900. N. Y., 1974; Scritti politici, t. 1—2. Torino, 1974; Compendio di sociologia. Torino, 1978.
    Лит.: Современная социологическая теория, сост. Г. Беккер и А. Бесков. М., 1961; Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968; История буржуазной социологии 19 — нач. 20 в. М., 1979, с. 309—332.
    И. С. Добронравов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1851
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ"
  • "ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО" КОНЦЕПЦИЯ
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ТЕОРИЯ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗАКОН ЦИПФА-ПАРЕТО
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • ОСТАТКОВ МЕТОД
  • ПАРЕТО
  • ПАРЕТО
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • ТЕОРИЯ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  • Теория социальных групп
  • Теория социальных групп
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • концепция представлений социальных
  • потребность в социальных контактах
  • правило (поведения) золотое
  • социальных представлений концепция



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь