|
ПАРАЦЕЛЬСПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) Теофраст, псевдоним, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (1493—1541) — швейц. натурфилософ, естествоиспытатель, врач. Филос. и космологические взгляды П. основаны как на традициях гностицизма, герметизма и каббалы, преломленных в неоплатонических идеях Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы, так и на магических верованиях и практиках позднего Средневековья. Мир для П. — выражение и воплощение божества, проявляющего себя посредством «Великого Таинства», Misterium Magnum. Это первоначало, не-тварный центр Вселенной, из которого все вытекает, зародыш, скрывающий в себе все позже реализуемые возможности; Misterium то идентичен Богу, то равнозначен алхимической первоматерии. Первая его дифференциация или «коагуляция» — Илиастр («Звездная материя»), творческая и реализующая мощь, порождающая три субстанциональные силы мироздания (Sulfur, Mercurius, Sal, т.е. Серу, Ртуть и Соль), а также четыре первоэлемента (огонь, воздух, землю и воду). Сера — источник телесного роста первоэлементов, Ртуть — животворящая влага или жизненный дух, Spiritus vitalis, Соль — скрепляющий, формообразующий фактор; «Из Sulfur растет Corpus. Без Соли нет ничего осязаемого. Третье же есть Mercurius, сиречь Liquor». «Водяным» аспектом Илиастра является Аквастр («Водяная звезда»), сущность, одушевляющая и сохраняющая его телесные жидкости. Если Илиастр — динамический, духовный принцип, то Аквастр, в силу своей влажной природы, — начало «психическое», соприродное душе. К.Г. Юнг трактует последний как понятие, близкое к современным представлениям о бессознательном. Отрицательная, теневая сторона обеих сущностей — Кагастр («Дурная звезда»), причина ущерба и упадка всего материального. Человеческое тело, как и тело Вселенной, является кагастрическим продуктом грехопадения кагастрической личности, Евы. Все эти понятия содержат явный алхимический подтекст и перекликаются с учением о микрокосме, о тождестве процессов в природе и человеке: всякая металлическая материя, напр., жаждет стать золотом, всякий человек, пропитанный «божественной тинктурой», стремится к преображению, возвращению в Materia Spiritualis, «духовную материю». На том же учении основаны и медико-магические положения П.: врач должен иметь понятие не только о «внутреннем небе», т.е. о строении человеческого тела, но и о звездном небе: «Небо есть человек и человек есть небо, и все люди — одно небо, и небо — только один человек. Подходите ко всем инфекциям через звезды, ведь от звезд они переходят к людям, и что совершается на небе, то происходит и с человеком». Философия для П. — разновидность герметического метода, принципа «изумрудной скрижали»: «Что наверху, то и внизу»; человек подобен и небесному своду, и алхимической печи, атанору. Магическая Вселенная П. — «одно древо, одно первоначало, один корень, от одного ствола», человек обитает во всех четырех элементах и сам «населен» четырьмя элементами. Он их выражает, а потому является целостным и совершенным выражением мироздания во всех его формах и аспектах. Мощное влияние и неповторимый духовный склад П. в большей или меньшей мере затронули ход развития европейской философии, естествознания, медицины, повлияв на мистические концепции Я. Бёме, натурфилософские взгляды Я.Б. Гельмонта и Ф.М. Гельмонта, на учение Г.В. Лейбница о монадах («жизненных духах»), творчество И.В. Гёте, Ф.В.И. Шеллинга и Новалиса, а также на «философию жизни» Л. Клагеса. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,— 24.9.1541, Зальцбург), философ, естествоиспытатель, врач. Учение П. можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и герметизма. В центре его — понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn — «звёздная душа», т. н. астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное с к.-л. определ. пространством, способное воздействовать на любое др. астральное тело, т. е. магич. начало души). Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей Как всеобщий деятель в природе, сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см. Квинтэссенция), а также неоплатонич. понятием пространства — посредника между умом (кусом) и материей. Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по П., возможность магич. воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души — путь к постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магич. созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается П. именно как практическиволевое устремление души (в этом он предвосхищает нем. идеализм кон. 18— 19 вв.). Осн. элементы, составляющие у П. космич. тело,— земля, вода, воздух и небо; кроме них, П. признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль — не как эмпирич. вещества, а как особый способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis), обеспечивающий изменчивость всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию души; соль даёт телам прочность, это основа телесности. Поскольку вся природа у П. населена духами и демонами, то задача медицины — восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем — верховным жизненным духом всякого существа; т. о., врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного. П. оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533—88), врача, химика и натурфилософа Я. В. Гель-монта (старшего) (1579—1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614—99), вероятно, повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Некоторые мотивы учения П. были развиты нем. романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни (Клагес). Samtliche Werke, Bd 1—14, Munch.— В., 1922—36; Samt-Ae Werke, Bd 1—4, Jena, 1926—32. Проскуряков В.,П., M., 1935; Левен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., «ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus, В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; Vogt ?., Th. Paracelsus als Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K., Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie 1932—1960, Wiesbaden, 1960. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) Ауреол Теофраст, псевдоним Филиппа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (род. 1493, Эйнзидельн, Швейцария – ум. 24 сент. 1541, Зальцбург) – философ, естествоиспытатель, врач. Хотя Парацельса еще при жизни называли «Лютером медицины», однако это не мешало «сильным мира сего» подвергать его преследованиям, а в последние 12 лет жизни обречь на скитания по Южной Германии, землям, расположенным на территории Альп и Швейцарии. Медицина, по Парацельсу, является всеобъемлющей общей наукой, опирающейся на достижения физики, химии, физиологии и соединяющейся с философией и теологией. От учения Галена о четырех соках он ушел вперед, достигнув динамически-функционального понимания жизненных процессов. Осн. положения его учения: все наше знание является самооткровением, а все наши возможности – результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. Все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (Параделье называет его арке). У человека, представляющего собой «микрокосмос», добавляется еще «деалическая», т.е. божественная, душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. Поэтому больной человек страдает телесно, душевно и духовно, и его необходимо лечить в соответствии с этими тремя формами его заболевания. Традицию Парацельса продолжал, в частности, ван Гельмонт. Произв. Парацельса: «Sдmtliche Werke», Mьnchen – Berlin, Bd. 1-14, 1922-1936; «Sдmtliche Werke», Bd. 1-4, Jena, 1926-1932. Философский энциклопедический словарь. 2010. ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (наст. имя – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Г о г е н г е й м; П. – прозвище, к-рое он дал себе сам, переделав на греко-лат. лад имя Гогенгейм) (24 ноября 1493 – 24 сент. 1541) – медик и алхимик. Швейцарец по происхождению. Скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения П. писал не по-латыни, а на колоритном нем. яз. Историч. значение П. заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам П. ввел в практику ряд химических медикаментов, положив начало т.н. ятрохимии. В философии ?. видел один из "столпов" своего учения, понимая под философией совершенное познание природных вещей. Первоматерия создана богом. Между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует полное соответствие, поэтому познание обоих представляет неразрывное целое. Осн. источник познания П. усматривал в самой природе и придавал большое значение опыту, решительно восставая против вековых авторитетов. Нападая на "вульгарных" заклинателей и "вызывателей духов", П. сохранял веру в "натуральную" магию как основу своего учения. Вся природа, по П., одушевлена и населена духами. Наряду с четырьмя традиц. стихиями древних (огонь, воздух, вода, земля) П. признавал вслед за араб. алхимиками существование трех "начал" (ртуть, сера и соль). Парацельсизм получил широкое распространение среди медиков и алхимиков во 2-й пол. 16 и в 17 вв. Ряд соч., вышедших под его именем, не принадлежали ему. Такова, напр., "Химическая псалтирь", переведенная на рус. язык в масонских кругах (М., 1784). Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von К. Sudhoff und W. Matthiessen, Bd 1–14, Munch.–В., 1922–33; пер. на совр. нем. яз. В. Aschner, Bd 1–4, Jena, 1926–32; Four treatises, ed. with a preface by H. E. Sigerist, Bait., 1941. Лит.: Проскуряков В., Парацельс, M., 1935; Левен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., "ФН" (НДВШ), 1959, No 3; его же, Общественно-политич. мысль Германии в XVI в. (Теофраст П.), "Уч. записки (Рязанский гос. пед. ин-т)", 1961, т. 29; Gundolf F., Paracelsus, 2 Aufl., В., 1928; Hooykaas R., Die Elementenlehre des Paracelsus, "Janus", 1935, 39 annee, sept., oct.; Sudhoff K., Paracelsus, Lpz., [1936]; Metzke E., Paracelsus'Anschauung von der Welt und vom menschlichen Leben, В., 1943; Gоldammer К., Paracelsus, Hannover, 1953; Culcer ?., De la Paracelsus la Pavlov, Bucuresti, 1959; Sudhoff К., Bibliographia Paracelsica, Graz, 1958; его же, Paracelsus Handschriften, Halfte 1–2, В., 1898–99; Acta Paracelsica, H. 1–5, Munch., 1930–32 (доп. к библиографии Зудхофа); Weimann ?.-?., Paracelsus-Bibliographie 1932–1960. Mit einem Verzeichnis neu entdeckter Paracelsus-Handschriften (1900–1960), Wiesbaden, 1963. В. Зубов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ПАРАЦЕЛЬС ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевдоним, означающий — выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины 1 в. до н. э), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц — 24 сентября 1541, Зальцбург) — врач и философ, медицинский алхимик, или иатрохимик (от греч. ?????? — врач), изучал медицину в Германии, Италии и Франции. С 1526 хирург в Страсбурге, профессор медицины в Базеле, был вынужден покинуть Базель два года спустя и долгое время странствовать. С Парацельса берет свое начало немецкая натурфилософия. Учение Парацельса укоренено в платоновско-пифагорейской традиции и в герметизме. Это прежде всего понимание природы как живого целого, с невидимой “звездной душой” (астральным телом), являющейся синонимом мировой души (Spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого к аристотелевскому эфиру и квинтэссенции в алхимической традиции. В силу параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса человек, владеющий “арканами” (тайными средствами), способен магически воздействовать на природу Самопознание конгениально природознанию, помогая усмирить силы природы и подчинить их человеку Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души. Но главное в его деятельности — медико-алхимические (иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания — восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем — верховньм жизненным духом. Врач — одновременно целитель и тела, и души, и духа. Человек, согласно Парацельсу, так же, как и металлы, сложен из серы, ртути и соли. Под воздействием медико-лекар ственной практики алхимическая триада видоизменяется в “пятерику”: Парацельс говорит о пяти основных субстанциях, или“ближайших и естественных принципах”: сере, ртути, соли, флегме и мертвой голове. Флегма и мертвая голова — субстанции грубые, пониженной духовности. Отсюда иное определение алхимии, как искусства отделения чистого от нечистого путем растворения смесей. Парацельс смешивает, не разделяя, Аристотелевы элементы-стихии с элементами-качествами, прибавляя к ним и пятую сущность — квинтэссенцию, определяющую здоровые вещества (=тела). Изготовление целительных “арканумов” специфических лекарственных веществ, соотнесенных с частями тела, — основной технологический пафос его химии, при этом планетно-зодиакальные флюиды одухотворяют вещественный мир “арканумов”. В связи с этим разрабатывается идея “симпатического сродства” веществ; конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела с помощью химических средств. Как иатрохимик, Парацельс разрабатывает “химическую” теорию функций живого организма — в противовес Гелену, лечившему растительными соками. Квинтэссенция предстоит у Парацельса как чудодейственное средство, извлеченное из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Трансмутация металлов отодвинута у него на второй план. В дальнейшем влияние идей Парацельса прослеживается у натурфилософов 17—18 вв. (Я. Б. ван Гельмонта, О. Тахения и др.), Я. Бёме, немецких романтиков (Шеллинг, Новалис). Соч.: The hermetic and alchemical writings, v. l. Hermetic chemistry. L., 1894, в рус. пер: Об оккультной философии.— В кн.: Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13—19 вв. М., 1999, с. 130-167. Лит.: Проскуряков В. Парацельс. М., 1935; Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Каире А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. М., 1994; Spunda F. Das feltbild des Paracelsus. Wien, 1941. В. Л. Рабинович Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|