Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ — дуалистическое решение проблемы отношения сознания и тела. Согласно этому решению, процессы, происходящие в мышлении и бытии (психические и физические процессы), строго соответствуют друг другу и во времени, и в содержании, но совершенно не взаимодействуют между собой. Термин «параллелизм» был введен Т.Г. Фехнером, отстаивавшим принцип строгой, математически вычисляемой зависимости между психическими и физическими явлениями и выдвинувшим идею «психофизики» как науки о закономерном соотношении между ними. Сама идея такого параллелизма была выдвинута Б. Спинозой в его «Этике»; эту идею разделяли Г.В. Лейбниц, Ф.В.И. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др. Часто П.п. понимают просто как методическое правило, требующее связывать психологическое исследование явлений сознания как таковых с физиологическим анализом и достигать благодаря этому двустороннего рассмотрения. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ выдвигаемая рядом философов (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Шопенгауэр, Фехнер) теория об отношении мышления и бытия, психического и физического, согласно которой процессы, происходящие в мышлении и бытии, строго соответствуют друг другу и со стороны материального содержания, и во времени, однако совершенно не взаимодействуют: «Оба вида процессов параллельны друг другу, а не взаимодействуют друг с другом» (Паульсен). В.Вундт говорит, что «все содержание опыта, принадлежащее одновременно и опосредствованному естественнонаучному и непосредственному психологическому способам рассмотрения, находится в таком отношении, что любому элементарному явлению из психической сферы соответствует аналогичный физический процесс». В этом смысле, т.е. просто утверждая, но не желая объяснить, Риль и представители старой психологии понимают под психофизическим параллелизмом только «методическое правило, которое учит нас связывать психологическое исследование явлений сознания как таковых с физиологическим анализом сопутствующих им телесных отправлений и достигать благодаря этому двустороннего рассмотрения». См. также Вопрос об отношении души и тела. Философский энциклопедический словарь. 2010. ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ — система представлений, согласно которой психические и физические процессы являются связанными так, что всякое изменение в одном из них непосредственно (непричинно) отражается в другом. Возникновение психофизического параллелизма обязано идеям Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и др. философов и ученых. Отрицая причинную связь между психическими и физическими процессами, психофизический параллелизм допускает наличие между ними непричинной корреляции. Возникает вопрос: как возможна непричинная корреляция? Один из первых ответов на этот вопрос дал Лейбниц в своем учении о “предустановленной гармонии”. С точки зрения Лейбница, Бог синхронизировал психические и физические процессы в момент создания мира. Однако, описывая физические процессы и состояния, мы допускаем, что события, имеющие место “позже”, могут получить объяснение в терминах событий, имевших место “раньше”. Возникает вопрос: можем ли мы сказать то же самое и относительно психических событий? С точки зрения “синхронного” подхода должно быть одно однозначное соответствие, согласно которому с любым физическим событием может быть сопоставлено некоторое психическое событие. Р. Декарт полагал, что разум всегда мыслит, следовательно, такое соответствие всегда должно иметь место. В противном случае для обоснования такого соответствия необходимо привлекать концепцию панпсихизма. С точки зрения “асинхронного” подхода нам не нужно допускать, что разум всегда мыслит, но следует допустить, что он функционирует как бы в изолированной системе, где все последующие состояния и события объяснимы в предыдущих состояниях и событиях. Однако обе версии “психофизического параллелизма” не являются удовлетворительными, поскольку противоречат фактам реальности: во-первых, разум не всегда мыслит (напр., в состоянии комы или глубокого сна), поэтому непонятно, что могут поставить в соответствие этим психическим состояниям в физическом мире сторонники “синхронного” подхода; во-вторых, разум не является изолированной системой, поэтому “асинхронный” подход также не дает удовлетворительного объяснения устойчивой корреляции. Идеи психофизического параллелизма содержательно близки т. н. двухаспектной теории (double-aspect theory). Ее возникновение связывается со взглядами Спинозы, согласно которому психическое и физическое суть просто различные “аспекты” того, что внутри самого себя неразличимо. Основная трудность данного подхода связана с необходимостью дать удовлетворительный ответ на вопрос: чтоявляется основой, объединяющей многие аспекты? Для Спинозы это была “обожествленная природа”. Современные философы (П. Ф. Стросон и др.) в качестве такой основы называют “личность”. По их мнению, “личность” есть такой тип реальности, который в одинаковой степени приложим как к физическим процессам и событиям, так и к психическим. Психофизический параллелизм через непричинную корреляцию имеет приложение и в современном естествознании. Так, парадоксы квантовой механики некоторыми авторами (Д. Бом и др.) напрямую связываются с существованием особого псиполя, которое и обеспечивает специфическое поведение элементарных частиц. Классическим примером непричинной корреляции в физике может служить ЭПР — парадокс. Некоторые космологи (А. Линде и др.) склонны интерпретировать антропный космологический принцип не как следствие “телеологической программы”, заложенной Богом во Вселенную, а как следствие непричинной корреляции. Слабым местом данного подхода является необходимость дать рациональное объяснение основания самой непричинной корреляции, не прибегая к помощи “предустановленной гармонии”. Лит.: Лейбниц Г. В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом.— В кн.: Сочинения в 4 т., т. 1. М., 1982; Hoffding H. The Problems of Philosophy N. Y, 1905. A. H. Павленко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|