|
САМАВАЯСАМАВАЯ САМАВАЯ (санскр. samavaya — присущность) — одна из категорий (падартха) индийской философской школы вайшешика, обозначающая особо тесное отношение между двумя разными сущностями. В отличие от чисто механической связи (samyoga) придает своим элементам целостность и единство, вне которого они просто не существуют. Вайшешики определяют это отношение термином “аютасиддхи” — “нераздельное существование”. Введение в вайшешику категории “самавая” было вызвано необходимостью объяснить особо прочный характер отношений причины и следствия, части и целого, субстанции и качества, универсалий и их субстратов. Без самаваи вселенная вайшешики оказалась бы разделенной на никак не связанные друг с другом падартхи — субстанции, качества, движения, универсалии и “конечные различители” (см. Вишеша). Критики этой категории выдвигали следующий аргумент: если благодаря отношению присущности целое становится отличным от суммы своих частей, то само это отношение тоже должно отличаться от того, чтооно связывает, поэтому для его объяснения надо ввести еще одну присущность, затем еще одну для объяснения отношения предыдущей присущности и того, чтоона связывает, и так до бесконечности (ср. “третий человек” Платона). Чтобы избежать упреков в регрессе в бесконечность (анавастха), вайшешики отрицают, чтохарактер самаваи меняется в зависимости от того, чтоона связывает: самавая между частями и целым та же самая, что и самавая между качеством и субстанцией. Т. о., она едина и к тому же не ретрофлексивна, т. е. членом отношения присущности не может быть сама эта присущность, поскольку она не добавляется к вещам, а как бы сливается с ними. В вопросе о воспринимаемости самаваи мнения вайшешиков разделились: одни считали, чтоона воспринимается непосредственно органами чувств, другие (среди них Прашастапада) выводят ее из таких выражений, как, напр.: “это находится в том”. Именно по отношению к самавае вайшешики определяют две из трех главные причины в производстве следствия — самаваи-карана и асамаваи-карана (см. Караиа-карья). В. Г. Лысенко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|