|
АППЕРЦЕПЦИЯАППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта. В психологии под А. понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к, на и perceptio — восприятие), понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Термин «А.» введён Лейбницем, крый обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта понятие А. характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетич. функций, определяющих единство чувств. опыта. Кант различал трансцендентальную А.— единство самого познающего субъекта, который с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои объекты, и эмпирич. А.— единство, проявляющееся в продуктах познават. деятельности и осознаваемое как нечто производное от первого единства. Дальнейшая эволюция понятия А. связана с развитием психологии. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое восприятие осознаётся и истолковывается на основе прежнего опыта, в зависимости от сложившихся интересов и направленности внимания. Новое знание, согласно ему, объединяется со старым под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперципирующей массы»), на основе чего происходит упорядочивание и понимание новой («апперципируемой») массы представлений. Развитое Гербартом понимание А. явилось предпосылкой педагогич. учения о способах и приёмах усвоения знаний. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, который придал ему основополагающее значение и поставил в зависимость от А. все сферы психич. деятельности. В его трактовке А. объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно Вундту, определяет избират. характер и регуляцию поведения. В последующем развитии психологии понятие А. модифицировалось в ряд новых понятий — напр, гештальта (см. Гештальтпсихолоеия), установки и др., выражающих различные аспекты активности личности. Совр. психология исходит из того, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе (от простого восприятия до сложнейших видов деятельности). Благодаря конкретному опыту личности (знаниям, умениям, традициям или привычкам) каждое новое воздействие мира приобретает особый смысл. Поэтому один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта в целом. Вместе с тем именно социальная природа человеч. психики и сознания обусловливает общность и общезначимость восприятия и понимания действительности различными людьми. Лейбниц Г. В., Монадология, в кн.: Избр. филос. соч., М., 1908; его же, Новые опыты о человеч. разуме, М.—Л., 1936; Ивановский В., К вопросу об А., «Вопросы философии и психологии», 1897, № 1 (36); В у н д т В., Очерки психологии, М., 1912; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M., 19462; Теплов Б. М., Психология, М., 19515. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – при и kuperclptio – восприятие) в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В. Вундта – то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция; см. Внимание), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция); активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Философский энциклопедический словарь. 2010. АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. аd – к и perceptio – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания психич. деятельности человека, в свою очередь являющихся результатом отражения действительности на основе обществ. практики. Термин "А." ввел Лейбниц, обозначив им акт перехода бессознательных психич. состояний (перцепций) в ясно и отчетливо осознаваемые. "Восприятие цвета или света, которое мы сознаем, состоит из некоторого количества малых восприятий, которых мы не сознаем, а шум, восприятие которого мы имеем, но на который не обращаем внимания, становится доступным сознанию благодаря небольшому прибавлению или увеличению" ("Новые опыты о человеческом разуме", М.–Л., 1936, с. 120). В этом смысле А. у Лейбница близка к совр. понятию о внимании, но не совпадает с ним, т.к. Лейбниц связывал с А. и самосознание: благодаря А. становится возможным отчетливое представление не только к.-л. содержания, но и того, что оно находится в моем сознании (см. "Монадология", § 30, Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347, см. также с. 326). Новый смысл приобретает А. у Канта, разграничившего эмпирич. А. и трансцендентальную А. Первая – осознание единства непрерывно меняющихся психич. состояний. Она имеет чисто субъективное значение. Напротив, трансцендентальной А. отводится центр. место как начальной основе единства и целостности опыта и познания. "Трансцендентальным единством апперцепции называется то единство, посредством которого все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта" (Кант И., Критика чистого разума, П., 1915, с. 101–102). Рассудок конструирует объект с помощью категорий и тем самым осуществляет единство трансцендентальной А. Сами же "категории суть понятия, а priori предписывающие законы явлениям, т.е. природе, как совокупности всех явлений" (там же, с. 113). Т.о., трансцендентальная А. – существ. часть кантианской доктрины, утверждающей, будто разум приписывает законы природе. Согласно нем. ученому Гербарту, А. – осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений. Этот запас Гербарт назвал "апперцепционной массой". Новые представления пробуждают старые, сливаются с ними и образуют новые соединения (см. I. F. Herbart, Psychologie als Wissenschaft.., Bd 2, Konigsberg, 1825, Кар. 5, § 125). В концепции Гербарта имелся рациональный момент, обусловивший ее большую популярность в педагогике и педагогич. психологии. Выдвигалась проблема связи и взаимодействия новых восприятий и представлений с наличными знаниями, истолкования неизвестного путем использования прошлого опыта. Широкую известность получило понятие А. в психологии последнего времени благодаря работам Вундта и его учеников (Кюльпе, Мёйман и др.). Вундт придал А. характер осн. начала всей психич. деятельности. А. – единств. акт, благодаря к-рому становится возможным отчетливое осознание психич. состояний. Она может быть пассивной (когда новое содержание входит в сознание без волевого усилия) и активной, дающей возможность преднамеренно направить мысль на объект. Но во всех случаях А. "носит в себе все признаки в о л е в о г о д е й с т в и я " (Вундт В., Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894, с. 258) и потому выступает как проявление воли. Вундт поставил в зависимость от А. как всю внутреннюю работу мысли, так и внешнее поведение: различение объектов и установление отношений между ними (сравнение, анализ, синтез), регуляцию действий (в частности, их торможение) и т.д. Сделав попытку найти для А. соответств. физиологич. субстрат, Вундт выдвинул гипотезу об "апперцепционных центрах" в мозгу, оговариваясь, однако, что влияние этих центров не распространяется на т.н. высшие психологич. процессы ("Grundzuge der physiologischen Psychologie", Bd 1, 6 Aufl., Lpz., 1908, S. 378–385). Вундтовская теория А. явилась реакцией на учение о сводимости всех проявлений психич. деятельности к законам ассоциации (см. Ассоциативная психология). Механистич. трактовка ассоциации лишала возможности понять активный, избират. характер сознания и поведения. Стремясь решить эту задачу, Вундт и использовал А. в качестве исходного объяснит. принципа, уводя тем самым психологию от детерминистич. объяснения изучаемых явлений, т.к. конечной причиной последних провозглашался ничем не обусловленный чисто психич. акт. Психологи-идеалисты, критиковавшие Вундта, не смогли, находясь на ложных методологич. позициях, предложить позитивное решение проблемы направленности и единства сознания. Нем. идеалист Э. Гартман, напр., утверждал, что активная сила, регулирующая психич. процессы, действует не в сфере сознания, а за его пределами: "...апперцепции... могут быть только абсолютно-бессознательными психическими функциями" ("Современная психология", М., 1902, с. 121). Нем. ученый Мюнстерберг, обвиняя Вундта в игнорировании моторных функций, в своих попытках объяснить внимание, торможение и др. проявления активности организма также признал первичным фактором волевой импульс. Гештальтпсихология свела А. к изначальной структурной целостности восприятия, якобы коренящейся в самой природе субъекта. Развитие науч. физиологии и психологии показало, что операции, к-рые идеализм относил к проявлениям А. (синтез, анализ, установление отношений и т.д.), представляют собой обусловленное реальной деятельностью отражение действительности в мозгу человека. Единство и цельность познания имеют своей основой единство материального мира. Совр. науч. психология понимает под А. зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В этом смысле А. – одна из простейших и вместе с тем фундамент. психологич. закономерностей. Отражение предмета – не зеркальный, а сложный диалектич. процесс и характер восприятия, его содержательность и глубина непрерывно меняются в результате овладения новыми знаниями, с возникновением новых интересов. Поэтому на одну и ту же вещь 2 человека могут как бы смотреть "разными глазами", т.е. иметь различную А. А. может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые особенности личности (мировоззрение, образование, профессиональные интересы и т.д.), во втором случае – психич. состояние в данный момент (ожидание, мимолетное чувство). Физиологич. основу А. раскрывает учение Павлова о замыкании и сохранении временных связей в коре головного мозга и о системном характере высшей нервной деятельности, а также учение Ухтомского о доминанте как центре наибольшей возбудимости, подчиняющем себе работу остальных нервных центров. Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, "Вопр. филос. и психол.", 1897, кн. 36(1); Теплов Б. М., Психология, 2 изд., М., 1948. М. Ярошевский. Куляб. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. АППЕРЦЕПЦИЯ АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad—к и perceptio— восприятие)— понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин “апперцепция” ввел Г. В. Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты (“которые дают нам мысль о том, что называется “Я”), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). “Т. о., следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния...” (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1. M., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые “считали за ничто” неосознаваемые восприятия и на основании этого даже “укрепились... во мнении о смертности душ”. И. Кант использовал понятие “апперцепция”, чтобы Обозначить им “самосознание, производящее представление “я мыслю”, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознания” (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 149). В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь “субъективное единство сознания”, возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл “высшим основанием во всем человеческом знании”, состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: “...Единство сознания есть то непременное условие, которым создается отношение представлений к предмету... то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка” (там же, с. 137—138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, т. е. объединить со своим “Я” посредством выражения “я мыслю”. В 19—20 вв. понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путем использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений (“апперцепционной массы”), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. В рамках второго толкования Д. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу “апперцепционных центрах”. Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью -закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита). В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность. Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и т.п.), во втором—психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолетные чувства, надежды и т. д.). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта — мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров. Лит.: Ивановский В. К. вопросу об апперцепции. — “Вопросы философии и психологии”, 1897, кн. 36 (1); Теплое S. M. Психология. M., 1951. О. В. Суворов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|