ОТКРЫТОСТЬ


ОТКРЫТОСТЬ
    ОТКРЫТОСТЬ (нем. Ofienheit, англ. openness, франц. ouverture) — общекультурное понятие, по-разному тематизируемое в философских системах. Базовое значение открытости как искренности (“открытый муж свободно правду скажет”, Клопшток; “эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную... я так любил в ней”, Л. Толстой), прямоты (“прошу с открытостью ответствовать мне большей”, Шекспир; “открытое, чем с братом”, Виланд), чистосердечной честности (“мне надобно б не столь открытым быть”, Шиллер; “открытость”, “справедливость” как синонимы у Добролюбова), дружественной доверчивости (“ее открытости мой гнев стыдится”, Гёте) рано прослеживается лексикографами в европейских языках, включая русский (“лукавства в себе не имеют, самым простым открытым сердцем ко всем”, Космография, 1670).
    Просвещенческая мысль высоко ценит открытость светского общества как позитивный противовес религиозной нетерпимости. В романтизме открытость привлекается для характеристики поэтически-художественного образа, который всегда неудержимо выходит за свои пределы. Для Ф. Шлегеля открытость рассматриваемого предмета или идеи обеспечена иронией. Слово художника и мыслителя возвращает вещи их безграничной символической сути. По Шопенгауэру, открытость свойственна прежде всего музыке, первообразу всех искусств.
    Бергсон (“Два источника нравственности и религии”, 1932) вводит актуальный до сего дня термин “открытое общество” в смысле коллектива, не обособляющего себя от человечества и целого мира. К. Поппер (“Открытое общество и его враги”, 1957) в полемике против историзма Гегеля и Маркса, привязывая это понятие к политическим перипетиям борьбы западных демократий против тоталитаризма, выдвигает открытость как рискованное, но единственно плодотворное движение человечества путем проб и ошибок после отказа от идеологического детермиш-1зма.
    В более фундаментальном плане открытость всякой данной человеческой ситуации подчеркивалась К. Яспереом, с соответствующим признанием принципиальной незавершенности работы мысли.
    Хайдеггер определяет открытость как исходную вовлеченность человеческого присутствия (Dasein) в мир, прежде всего через настроение (“Бытие и время”, 1927, и др.). Бытие-вмире как опыт открытости связано с фактом настроенности. Открытость сама по себе еще не мир, но возможность события мира. Открытость присутствия означает его экстатичность во времени, т. е. его одинаковую принадлежность в мгновение ока, при условиях решимости на собственную экзистенцию, к трем временным экстазам настоящего, настающего и сбывшегося. Открытость мира, со своей стороны, поддерживается решительным вступанием в нее, достигаемым в мысли, Художественном творчестве, поступке (“Исток художественного творения”). Открытость оказывается, т. о., просветом, где вещи впервые получают возможность показать свою истину. Открытость в этом смысле первична, не создается представлением и не поддается осмыслению усилиями последнего (“На пути к языку”). В ней осуществляются свобода человека встретить истину вешей и тем самым человеческое существо как таковое.
    Отталкиваясь от Ясперса и Хайдеггера, X. Арендт делает открытость главным свойством публичного мира как свободного исторического образования, на сцене которого выясняются дела человеческие. Что нечто вообще является и может быть воспринято и другими и нами самими как таковое — означает внутри человеческого мира принадлежность к действительности. Предстояние других, которые видят, что мы видим, и слышат, что мы слышим, удостоверяет нам реальность мира и нас самих. Рядом с открытостью, вполне тождественной у Арендт с миром, даже мощные силы внутренней жизни, сердечные страсти, задушевные мысли, чувственные наслаждения “ведут неуверенное, тенеобразное существование, разве что, изменившись, какбыдеприватизируются, деиндивидуализируются и преображаются так, чтобы найти адекватную для публичной явленности форму” (Vita activa, 1958). Переход из приватной сферы в открытую происходит, напр., при простом рассказывании какой-либо истории. Начиная просто говорить о вещах, каковы бы они ни были, мы уже выдвигаем их в сферу, где они обретают общезначимость. Отсюда первостепенное значение свободного слова и незаинтересованного общения. Вместе с тем открытая сцена мира остается хрупкой действительностью и в настоящее время почти полностью разрушена стратегически-прагматической установкой новоевропейского человечества.
    В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    беспритворность, беспритворство, бесхитростность, гласность, гостеприимность, доступность, искренность, незаносчивость, непредвзятость, неприкрытость, несекретность, нескрываемость, обнаженность, оголенность, откровенность, прямота, публичность, раскрытость, распахнутость, спорность, транспарентность, честность, чистосердечие, эксплицитность, экстраверсия, явность


Антонимы:
  • замкнутость


Просмотров: 1833
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • группы открытость—закрытость
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • Прямота, открытость, смелость, дерзновение
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь