|
ОККАЗИОНАЛИЗМОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasional — случайный) — направление картезианской метафизики втор. пол. 17 в., основанное на положении о непрерывном божественном посредничестве между телесной и духовной субстанциями. Телесные и духовные изменения являются поводами для соотносящей их друг с другом божественной деятельности. Причинно-следственные отношения понимаются как отношения творения; сотворенные субстанции к творению не способны (положение, встречающееся уже у мутакаллимов и аль-Газали) (см. ГАЗАЛИ ). Поэтому взаимодействие не только между душой и телом, но и между телами требует непрерывного сверхъестественного вмешательства. Из параллелизма духа и материи следует утверждение о том, что внешние предметы познаются не чувственным путем, а через созерцание идей в Боге. Представители О. — И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш, Л. де Ла Форж, Ж. де Кордемуа и др. — искали соответствие духовного и телесного, в отличие от ортодоксальных картезианцев, не в шишковидной железе (Р. Декарт), а в высшем Бытии, производящем и поддерживающем над Ничто обе субстанции. Критика О. со стороны С. Фуше (непротяженное Божество, как и душа, не может влиять на протяженные тела) заставила Мальбранша допустить, что Бога нельзя отнести ни к телесной, ни к духовной субстанции. Т.о., психофизическая проблема решается окказионалистами онтологически (онтософически, по Клаубергу): любое несовершенное бытие возможно только через бытие совершенное. Идеи О. послужили основанием теории предустановленной гармонии Г. В. Лейбница и критики естественной причинности Д. Юмом. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio, род. падеж оссаsionis — случай, повод), направление в зап.европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистич. философией Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство) объяснить взаимодействие души и тела послужила исходным пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность их взаимодействия. То, что представляется телесной причиной мысли или волевого акта, в действительности, по учению О., есть не более чем «повод» для истинной «действующей» причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О. объявлял результатом непрерывного «чуда» — прямого вмешательства божества в каждом случае. Идеалистич. переработку картезианства завершил Мальбранш, который выступил с утверждением невозможности естеств. влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии Лейбница О. был переработан в учение о предустановленной гармонии. Введенский А. И., Декарт и О., Берлин — П.— М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.—Д., 1940, с. 138—48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mecanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и лит.); Balz. ?., Cartesion studies, ?. ?., 1951; Сallot E., Problemes du cartesianisme..., Cardet — Annecy, 1956. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ОККАЗИОНАЛИЗМ ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. ocassio случай) – учение о случайных причинах, в основе которого лежит идея дуализма тела и духа. Тело и дух не могут взаимодействовать друг с другом (как полагает Декарт); Бог вызывает «в случае» телесных движений психические состояния, «в случае» же волевых актов – мышечные движения. Главными представителями окказионализма, который в зачаточном виде может быть найден уже у араб, философа Газали, являются Арнольд Гейлинкс и Николай Мальбранш . Философский энциклопедический словарь. 2010. ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. causa occasionalis – случайная причина) – направление в зап.-европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуализмом Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись Клауберг, Гейлинкс, Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма объяснить факты воздействия души на тело и наоборот послужила исходным пунктом О. и была истолкована им как принципиальная невозможность взаимодействия души и тела. То, что в опыте представляется телесной причиной того или иного действия или какой-либо мысли, в действительности, по учению О., есть не более чем "повод" для деятельности истинной "действующей" причины, какой может быть только бог. Тем самым О. объявлял взаимодействие тела и духа результатом непрерывного "чуда" – прямого вмешательства божества в каждом отдельном психич. состоянии, возникшем под влиянием физических раздражений, или, наоборот, физических движений под влиянием ощущений, мыслей, чувств, желаний и т.п. Идеалистич. переработку картезианства завершил Мальбранш, к-рый выступил с решит. утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. Тем самым он объявил бога единств. движущей силой не только при взаимодействии тела и духа, но и при взаимодействии тел. Т.о., от критики психофизич. причинности О. перешел к отрицанию естеств.-физич., материальной причинности вообще. Идеалистич. критика О. психофизич. и естеств. причинности стала одной из теоретических предпосылок, субъективно-идеалистич. критики причинности Юмом. Лит.: Введенский А. И., Декарт и О., Берлин – П.–М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.–Л., 1940, с. 138–48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mecanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и библ.); Bontadini G., Studi su la filosofia dell'eta cartesiana, Brescia, 1947; Вalz ?., Cartesion studies, N. Y., 1951; Giасon С., La causalita nel razionalismo moderno, Mil., 1954; С allot E., Problemes du cartesianisme..., Cardet–Annecy, 1956. В. Соколов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ОККАЗИОНАЛИЗМ ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio — случай, повод) — направление в западноевропейской философии 17 в. Основные представители — А. Гейлчнкс, И. Клауберг, Н. Мальбранш. Отправляясь от разработанной Декартом концепции существования двух субстанций — мыслящей и протяженной, окказионалисты утверждали принципиальную Невозможность их взаимодействия. То, что представляется телесной причиной мысли или акта воли, на самом деле есть не более чем повод (occasio) для истинной причины, которой может быть только Бог. Как психические состояния, возникающие под воздействием физических раздражителей, так и физические движения, производимые под влиянием определенных мыслей и ощущений, являются результатом непрерывного “чуда” — прямого вмешательства Божества. Последнее Мальбранш считал истинной причиной даже при взаимодействии тел: “Движущая сила тел... не находится в движущихся телах, ибо эта движущая сила не что иное, как воля Божья... Естественная причина не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае” (Разыскание истины, т. 2. СПб., 1904, с. 320). Проблемы, поставленные окказионалистами, были переосмыслены Лейбницем в его концепции предустановленной “умении (в частности, пример с двумя часами, идущими параллельно, но независимо друг от друга, Лейбниц позаимствовал у Мальбранша). Лит.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм. Берлин— Пг.—М., 1922. См. также лит. к ст. Декарт, Картезианство. Ю. Н. Попов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|