ЙОНАС


ЙОНАС
    ЙОНАС (Jonas) Ханс (10 мая 1903, Монхенгладбах, Германия — 5 февраля 1993, Нью-Рошелл, США) — немецко-американский философ. Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в 1933 эмигрировал в Великобританию, в 1935 — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В годы 2-й мировой войны сражался в армии Великобритании в рядах “Еврейского батальона”. В 1946 переехал в Канаду, а в 1954 — в США, где в 1955—76 был профессором Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк), затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.
    В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера. На основе “единой теории бытия” разработал онтологические основания этики, которая отвергала традиционный этический “антропоцентризм”, сводивший проблему моральной ответственности исключительно к отношениям между людьми. Природа, в том числе и как основа бытия человека, рассматривается Йонасом в качестве своеобразного “субъекта” морали. Одновременно он переосмысляет понятие человеческого действия, которое в современных условиях бурного развития технологий должно трактоваться с учетом его необратимых, ближайших и отдаленных последствий как для самого действующего субъекта (технологии преобразуют не только вещи, но и людей), так и для его “предмета” воздействия (природного или человеческого).
    Йонас сформулировал этический императив ответственности для “технократического века”, оказавший глубокое влияние на развитие экологической этики: “Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с непрерывностью последующей жизни человека на земле”. Одновременно Йонас предложил понятие этической “эвристики страха”, согласно которой попытка определить общее благо (основу совместного морально ответственного действия) позитивно приводит к раздорам между людьми, придерживающимися различных религиозных, философских или идеологических ориентации. Моральный разум фатально не универсален, универсален страх, переживание общей опасности, которое захватывает людей различных воззрений. Общее для большинства людей переживание угрозы экологической катастрофы может, по Йонасу, выступить в качестве негативного этического основания совместной ответственной деятельности людей в современную эпоху.
    Соч.: Augustin und das paulinische Freiheitsproblem. Gott., 1930; Gnosisund spatantiker Geist, Bd. 1-11. Gott., 1934—54; The Gnostic Religion. 1958; Organismus und Freiheit: Ansatze zu einer philosophischen Biologie. Gott., 1973; Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fiir die technologische Zivilisation. Fr./M., 1979; The Phenomenon of Life: Toward a Philosophical Biology. Chi., 1982; The Imperative of Responsibility: In Search of an Ethics for Technological Age. Chi., 1984; Mortality and Morality: A Search for tlie Good after Auschwitz. Evanston, 1996; The Legacy of Hans Jonas. — Hastings Center Report, special Issue, 25, ?. 7, 1995.
    П. Д. Тищенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 501
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА
  • ГОЛОС И ФЕНОМЕН: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ЗНАКОВ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • Денлопа метод негативного воздействия
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Индекс развития человеческого потенциала
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
  • ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Развитие человека (human development)
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Теория Моральной Ответственности Пиаже
  • Типология Людей С Нарушениями Слуха
  • вера в теории познания и философии науки
  • общее понятие
  • ориентировочная основа действия
  • основа действия ориентировочная
  • поведение инвертированных людей
  • типология людей с нарушениями слуха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь