“ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев”


“ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев”
    “ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев” — сборник статей четырех авторов (П. H. Савицкого, П. П. Сувчинского, H. С. Трубецкого и Г. В. Флоренского), вышедший в начале августа 1921 в Софии (переиздание: М., 1997) и ознаменовавший собой начало движения евразийства. Выходу сборника предшествовали споры по поводу опубликованной годом ранее книги Трубецкого “Европа и человечество”, где обосновывалась идея гибельности для неевропейских народов идеологии европоцентризма. Сборник выявил расхождения в подходах и убеждениях, но необходимость поиска самобытного пути к возрождению России разделялась всеми авторами.
    Савицкий — статьи “Поворот к Востоку”, “Миграция культуры”, “Континент и океан (Россия и мировой рынок)” — выдвинул географические и экономические аргументы в пользу самобытности. Россия занимает суперконтинентальный регион и не может конкурировать с океанической системой хозяйства вследствие высоких издержек наземного транспорта. Она вынуждена в основном торговать с ближайшими соседями по континенту и заинтересована в их развитии. Ведение хозяйства по “океаническим” правилам игры привело бы ее к разорению. Россия занимает к тому же северный регион, и поэтому ее сельское хозяйство также неконкурентоспособно. Но это не повод для отчаяния. Россия и в этих неблагоприятных условиях создала великое государство и великую культуру, и закономерности миграции культур также свидетельствуют о том, что центры концентрации творческой энергии перемещаются именно в районы с менее благоприятными природными условиями. Трубецкой — статьи “Об истинном и ложном национализме”, “Верхи и низы русской культуры (Этническая основа русской культуры)” — развил этнологические аргументы. Европейская культура есть культура романо-германская, а вовсе не “общечеловеческая”, как хотят ее представить. Подражание ей обрекло бы русскую культуру на деградацию, ибо несамобытная культура не способствует глубокому самопознанию, а значит, “максимальному развитию личностей”, высвобождению творческой энергии. Трубецкой подчеркивал, что истинный национализм должен подчинять политику целям развития национальной культуры. Примат политики ведет к ложному национализму, великодержавию, самостийничеству и деградации национальной культуры. Русская культура творится не только славянами и, значит, должна выявлять черты народной стихии всех этносов, населяющих Россию. Согласно Сувчинскому (статьи “Сила слабых”, “Эпоха веры”), лишь религиозная культура утверждает “вдохновенное начало личности”, а в ее рамках музыкальное интуитивное мышление гораздо больше способствует глубокому самопознанию, нежели мышление рациональное. Флоровский (статьи “Разрывы и связи”, “Хитрость разума”, “О народах не-исторических”) видит трагичность положения в том, что люди перестают быть людьми. Западная рационалистическая культура унизила личность до положения вещи. Стержень ее рационалистического энтузиазма составляет своеобразный “гносеологический демократизм”, недооценка того, что истина сращена с личностью. Рассматривая культурную традицию как непрерывную линию, рационализм тем самым сближает культуру с бытом. Но духовная традиция — это разрывы бытовых линейных связей и завязывание благодатных соборных связей через пространства и века. Русская же православная традиция понимает познание как духовный подвиг
    Выход сборника встретил сочувственный отклик в сердцах молодых русских эмигрантов, ибо в противовес всеобщим настроениям безысходности вселял твердую веру в творческие потенции России.
    А. В. Соболев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2066
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции”
  • “ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции”
  • “КУЛЬТУРА И ЭТИКА”
  • “РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому”
  • “ЭСХАТОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА”
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • КУЛЬТУРА
  • КУЛЬТУРА
  • КУЛЬТУРА
  • КУЛЬТУРА ВЫСОКОРАЗВИТАЯ
  • КУЛЬТУРА ДИОНИСИЙСКАЯ
  • КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
  • КУЛЬТУРА ЗАКРЫТАЯ
  • КУЛЬТУРА ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
  • КУЛЬТУРА ИДЕАЦИОННАЯ
  • КУЛЬТУРА ИМПЛИЦИТНАЯ
  • КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ
  • КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
  • КУЛЬТУРА СЕНСИТИВНАЯ
  • КУЛЬТУРА ФАУСТОВСКАЯ
  • КУЛЬТУРА ЭКСПЛИЦИТНАЯ
  • КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
  • Маскулинная культура
  • ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА
  • Фемининная культура
  • культура
  • культура
  • культура и познание
  • культура мышления
  • культура: ступень



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь