ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ


ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ
    ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ — онтологическая характеристика объектов внутренней и внешней реальности, различающая их по способу происхождения, существования и исчезновения. Впервые соотношение “искусственного и естественного” как философская проблема было осмыслено Платоном (“Софист” 219 а-с; 268 d и др.). Позднее Аристотель в “Физике” (В1, 192 b 8—17) дает определение искусственного и естественного, ставшее классическим: “Из существующих [предметов] одни существуют по природе, а другие — в силу иных причин”. Все образованное “по природе” имеет начало движения и покоя в самом себе (растения, животные и части их), а также простые тела: земля, вода, огонь, воздух. Наоборот, то, что образовано искусственно, не имеет врожденного стремления к изменению и поэтому ему природа не присуща первично, но “по совпадению”, как только состоящему из природных тел. В античности доминирует представление, согласно которому естественное (природа, космос) есть онтологическая ценность, а искусственное — лишь как “производное” от него — “второстепенно”. При этом природа и космос — божественны, одушевлены и сакральны. В средние века преобладает представление о “тварности” природы, которая лишается ореола божественности, выступая своеобразно понятым “изделием” бога. Начиная с 15 в. идея замены “недолговечной” естественной природы на “природу” искусственную становится одной из фундаментальных составляющих техногенной цивилизации. Господство односторонне понятого научного разума в конечном счете привело к противоречию между естественной сущностью человека и окружающей его природы, с одной стороны, и искусственными формами их освоения и воспроизводства — с другой. Противоречие привело к возникновению экологического кризиса. Потребность в нормализации отношений “цивилизация — природа” стимулировала появление экологической этики. Если раньше основой-“материалом” для создания искусственных продуктов выступала внешняя природа, то в настоящее время в качестве такого “материала” человек начал активно использовать самого себя: генная инженерия, фетальная терапия, трансплантология и т. п. Искусственные органы, искусственное оплодотворение, искусственное продление или прерывание естественной жизни и др. становятся нормой бытия современного человека. Следствием вторжения “конструирования” в человеческую природу стало появление биоэтики.
    С точки зрения семантики различают естественные (русский, английский и др.) и искусственные (символические, конструктивно построенные и др.) языки. Искусственными языками считаются формальные, формализованные, символические и идеальные языки. Особенность искусственных языков состоит в том, что значение их терминов распознается по форме, а не по содержанию. Анализом формы искусственных языков занимается математическая логика, которая вместе с теорией управления, структурной лингвистикой, теорией вычислений и др. дисциплинами рассматривается как основа для создания искусственного интеллекта.
    В научном познании выделяют также искусственные и естественные классификации. Как правило, познание начинается с создания искусственной классификации, которая есть упорядочение понятий на основе несущественных признаков (напр., ботаническая классификация К. Линнея). Следующим шагом в познании оказывается естественная классификация, в которой упорядочение понятий осуществляется на основе существенных признаков. Ее примером может служить периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Естественная классификация способствует установлению законов. Выявление законов и закономерностей, которым подчиняются исследуемые явления и процессы, нуждается в создании искусственной модели их поведения. Чем существеннее параметры, включаемые в объяснительную (описательную) модель, тем она адекватнее познаваемой реальности. Таким образом, искусственное оказывается необходимым условием рационального человеческого познания. Различают также естественную и искусственную реальности. В широком смысле искусственной реальностью являются все продукты осознанной человеческой деятельности — науки, техники, философии, литературы, театра, живописи, музыки и т. д. К стественной реальности относится все то, что остается за вычетом искусственной реальности. С появлением компьютерных технологий стало интенсивно разрабатываться представление о новом типе искусственной реальности — виртуальной реальности.
    Эволюция человеческой цивилизации имеет тенденцию к поглощению естественного искусственным. Это проявляется в создании множества опосредствующих звеньев между естественными способностями и потребностями человека и искусственными формами их проявления и удовлетворения. Развитию искусственной реальности в значительной степе
    ни способствует увеличение численности населения Земли, Воспроизводство человека нуждается в усложнении системы внутрипопуляционных связей, что объективно потребует создания все более сложных форм искусственной реальности.
    А. Н. Павленко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 4113
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ОПЫТ И ПРИРОДА”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • Выготского–Сахарова методика формирования искусственных понятий
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ
  • Искусственное питание
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • Карта реальности
  • Карта реальности
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • Обустройство языковой реальности
  • ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Природа
  • РЕАЛЬНОСТИ ОТРИЦАНИЕ
  • РЕАЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • РЕАЛЬНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЕ
  • Стратегия реальности
  • Фрейда принцип реальности
  • искусственные языки
  • отрицание реальности
  • принцип реальности
  • принцип реальности
  • природа
  • природа
  • реальности принцип



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь