БЫТИЕ К СМЕРТИ


БЫТИЕ К СМЕРТИ
    БЫТИЕ К СМЕРТИ (Sein zum Tode)—один из основных зкзистенциалов М. Хайдеггера (“Бытие и время”, § 46—53, слл), обнаруживающий онтологическое измерение человека (Dasein) и показывающий его целостность и временной характер. Адекватное осознание феномена смерти—условие перехода к подлинному (а не безличному) модусу существования человека (Dasein). Смерть носит “личный” характер, она—всегда “моя”, никем не может быть со мной “разделена”, “никто не может отнять у другого его смерть”. Смерть—это то, что не выбрано нами, мы брошены в наше “бытие к смерти”. Брошенность открывается нам в настроении ужаса, который в отличие от страха не имеет “объекта” и ставит нас перед самими собою, а не перед чем-то другим. В повседневной жизни человек “забывает” про смерть, вытесняет ее из жизни, превращая в объект, которого следует бояться, окружая его обрядами и ритуалами, или стремится избегать ситуаций, которые могут к смерти привести. Смерть других “людей” является для нас опытом утраты, однако утраты в нашем Dasein, в пределах нашего бытия-в-мире, смерть недоступна для нас как потеря нашего собственного Dasein (человеку доступен только опыт смерти других людей). В повседневном существовании “очевидность” и несомненность смерти не ставится под сомнение, однако воспринимается как “эмпирическая”. Человек релятивирует значение этого феномена с помощью временной неопределенности (“я когда-нибудь умру”). Между тем формула аутентичного сознания смерти — “я умру”: смерть следует рассматривать не как реальное событие в будущем, но лишь как будущую возможность. Поскольку условия и обстоятельства смерти недоступны рефлексии (смерть принципиально непредставима), важно не то, чточеловек думает о самом событии смерти, но то, какое она может иметь значение для “полноты” жизни, понимания человеком своих бытийных возможностей.
    Смерть, по Хайдеггеру, дает возможность целостного видения нашего бытия, которое, пока мы живем, никогда не является “целым” и “завершенным”, в нем реализованы не все его возможности (в т. ч. и главная—смерть): в Dasein всегда присутствует его “еще-не”, что-то, что еще не случилось. Нет необходимости достигать конца, чтобы осознать свое бытие-к-пределу, “бытие к смерти”: сознание того, чтоя умру, дает мне достаточную перспективу тотальности. Подлинное отношение к этому пределу возможно лишь в “забегании”, “заступании вперед” (Vorlaufen) — не в приближении или ускорении этого предела, характерного для пассивного “ожидания” (Erwarten) того или иного события, но в признании смерти как предельной, наиболее всеохватывающей возможности Dasein. Думать о смерти как о реальном событии в будущем — значит ждать ее как “уже не бытие возможного” и, следовательно, отвлекаться от “возможности быть”. Если же “предвосхищать” смерть как возможность “не быть”, то это неминуемо обращает нас к “возможности быть”: знать, чтоя могу не быть, предполагает знание того, чтоя могу (и как я могу) быть. Человек не свободен от смерти как от актуального реального события, но свободен понимать свою возможность быть или не быть (подлинный модус существования), а также свободен не понимать ее как возможность (неподлинный модус).
    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2204
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ
  • Влечение К Смерти
  • Гном смерти
  • Знание о смерти
  • Инициаторы смерти
  • Искатели смерти
  • Напрасная смерть
  • ОРФЕЙ 2 СМЕРТЬ
  • Озеро смерти
  • Опыт близких к смерти состояний (near-death experiences)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СМЕРТЬ
  • СМЕРТЬ
  • СМЕРТЬ АВТОРА
  • СМЕРТЬ БОГА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • Смерть
  • Смерть
  • Смерть
  • Смерть языка
  • Смерть языка
  • Страх смерти (death anxiety)
  • ТЕПЛОВАЯ СМЕРТЬ ВСЕЛЕННОЙ
  • ЭДИП 3 СМЕРТЬ ЭДИПА
  • влечение к смерти
  • влечение к смерти (todestriebe)
  • инстинкт смерти
  • смерть
  • смерть артура
  • страх смерти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь