Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
БОЭЦИЙ ДакийскийБОЭЦИЙ Дакийский БОЭЦИЙ (Boetius) Дакийский, Датский (1-я пол. 13 в., Дания — ум, до 1284) — средневековый логик, магистр искусств (философии) Парижского университета. Автор сочинений “О способах обозначения” (De modis significandi), “О вечности мира” (De aeternitati mundi) и др., комментарии (“Вопросы”, “Quaestiones”) к аристотелевским “Герменевтике”, “Аналитикам”, “Топике”, “О возникновении и уничтожении”, “О сне и бодрствовании”, возможно также к “Физике”. В онтологической логике Боэция всеобщее (универсальное) погружено в конкретное (частное) как его истина, в которой Боэций видит не соответствие понятию, а излучение сущностной силы (энергии) вещи. Познание истины вещей, созерцание начал бытия, высшее (умное) блаженство и исполнение человеческого предназначения по-аристотелевски сливаются у Боэция в одно; философия, сладостное познание истины, и добродетельная практика—это “лучшее возможное для человека состояние, подготовляющее его к блаженству будущей жизни”. Все, что не ведет к наибольшему благу, есть тем самым грех. “Все люди отдалены сегодня беспорядочным вожделением от своего высшего блага, за исключением редчайших достойных мужей”. Знание широко понятого естества строго отграничивается от веры в чудо. В своих сферах наука и вера автономны и правы; “закон веры не вынуждает христианина разрушать принципы философии”. Опережая Канта, Боэций выстраивает два ряда одинаково убедительных доводов в пользу невечности (“новизны”) и вечности мира. Естественный разум не может выйти из этого тупика, чем пользуются всевозможные путаники. Вера не противоречит разуму и не удваивает истину, когда вводит недоступное для разума сверхприродное измерение “божественного творчества”. Непостижимый догмат о начале мира должен быть принят поступком доверия. Подчеркивая свое расхождение с Аверроэсом (Ибн Рушдом), Боэций требует от всякого человека признать над собой закон (lex) божественной воли, чья “форма для разума в принципе непрояснима”. Разум, которому должна быть предоставлена неограниченная свобода исследования, постигает вечность мира и человека, сплошную закономерность природы, невозможность личного бессмертия и наслаждается в этом мире познанием истины и деланием добра. Вера открывает тварность мира, историчность человека, возможность чуда, бессмертие души и богообвдение как высшее блаженство. Истины разума и веры, различные до противоположности, полноправны и взаимно дополнительны (simul slant). Осуждение тезисов Боэция и Сигера Брабачтского в 1277 епископом Парижа Этьеном Тампьс за “аверроизм” (по сути последовательный аристотелизм) и учение о двойственной истине, после чего Боэций уехал в Италию искать защиты у папы и по-видимому вступил там в орден доминиканцев, признается теперь недоразумением. Оно было защитной реакцией церковного истеблишмента на угрозу своей мирской власти: поскольку в сфере религии оставлялось только сверхприродное (чудо), гражданское общество могло самостоятельно устраиваться по своей правде согласно нормам аристотелевской “Политики”, а церковь призывалась ограничиться проповедью и духовничеством в опоре на моральный авторитет при добровольной нищете и полном безвластии, чего вскоре потребовали Дайте и Марсилий Падуанский. Соч.: Opera, ed. J. Pinborg et H. Roos adjuvante S. S. Jensen, Hauniae, 1969—; De summo bono, sive De vita philosophi; De soniniis.—Greeme”n M. Mittelalterliches Geistesleben, Bd. U. Munch., 1936, S. 200—224; в рус. пер.: О высшем благе, илиО жизни философа; О вечности мира.—“ВФ”, 1994, 5, с. 122—142. Лит.: Steenberghen F. van. Boece de Dacie.—ДйЯ; La philosophie au XI siecle. Louvain—P., 1966, p. 402—411; Wilpert P. Boetius von Dacien. Die Autonomie des Philosophen. In: Miscellanea Medievalia, 3, В., 1964; SchrodtwH. Boetius von Dacia und die Autonomie des Wissens: Ein Fund und seine Bedeutung.—“Theologie und Philosophie”, 1972, 47. В. В. Бибихин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|