Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 БОЭЦИЙ Дакийский



БОЭЦИЙ Дакийский


БОЭЦИЙ Дакийский
    БОЭЦИЙ (Boetius) Дакийский, Датский (1-я пол. 13 в., Дания — ум, до 1284) — средневековый логик, магистр искусств (философии) Парижского университета. Автор сочинений “О способах обозначения” (De modis significandi), “О вечности мира” (De aeternitati mundi) и др., комментарии (“Вопросы”, “Quaestiones”) к аристотелевским “Герменевтике”, “Аналитикам”, “Топике”, “О возникновении и уничтожении”, “О сне и бодрствовании”, возможно также к “Физике”. В онтологической логике Боэция всеобщее (универсальное) погружено в конкретное (частное) как его истина, в которой Боэций видит не соответствие понятию, а излучение сущностной силы (энергии) вещи. Познание истины вещей, созерцание начал бытия, высшее (умное) блаженство и исполнение человеческого предназначения по-аристотелевски сливаются у Боэция в одно; философия, сладостное познание истины, и добродетельная практика—это “лучшее возможное для человека состояние, подготовляющее его к блаженству будущей жизни”. Все, что не ведет к наибольшему благу, есть тем самым грех. “Все люди отдалены сегодня беспорядочным вожделением от своего высшего блага, за исключением редчайших достойных мужей”.
    Знание широко понятого естества строго отграничивается от веры в чудо. В своих сферах наука и вера автономны и правы; “закон веры не вынуждает христианина разрушать принципы философии”. Опережая Канта, Боэций выстраивает два ряда одинаково убедительных доводов в пользу невечности (“новизны”) и вечности мира. Естественный разум не может выйти из этого тупика, чем пользуются всевозможные путаники. Вера не противоречит разуму и не удваивает истину, когда вводит недоступное для разума сверхприродное измерение “божественного творчества”. Непостижимый догмат о начале мира должен быть принят поступком доверия. Подчеркивая свое расхождение с Аверроэсом (Ибн Рушдом), Боэций требует от всякого человека признать над собой закон (lex) божественной воли, чья “форма для разума в принципе непрояснима”. Разум, которому должна быть предоставлена неограниченная свобода исследования, постигает вечность мира и человека, сплошную закономерность природы, невозможность личного бессмертия и наслаждается в этом мире познанием истины и деланием добра. Вера открывает тварность мира, историчность человека, возможность чуда, бессмертие души и богообвдение как высшее блаженство. Истины разума и веры, различные до противоположности, полноправны и взаимно дополнительны (simul slant).
    Осуждение тезисов Боэция и Сигера Брабачтского в 1277 епископом Парижа Этьеном Тампьс за “аверроизм” (по сути последовательный аристотелизм) и учение о двойственной истине, после чего Боэций уехал в Италию искать защиты у папы и по-видимому вступил там в орден доминиканцев, признается теперь недоразумением. Оно было защитной реакцией церковного истеблишмента на угрозу своей мирской власти: поскольку в сфере религии оставлялось только сверхприродное (чудо), гражданское общество могло самостоятельно устраиваться по своей правде согласно нормам аристотелевской “Политики”,
    а церковь призывалась ограничиться проповедью и духовничеством в опоре на моральный авторитет при добровольной нищете и полном безвластии, чего вскоре потребовали Дайте и Марсилий Падуанский.
    Соч.: Opera, ed. J. Pinborg et H. Roos adjuvante S. S. Jensen, Hauniae, 1969—; De summo bono, sive De vita philosophi; De soniniis.—Greeme”n M. Mittelalterliches Geistesleben, Bd. U. Munch., 1936, S. 200—224; в рус. пер.: О высшем благе, илиО жизни философа; О вечности мира.—“ВФ”, 1994, 5, с. 122—142.
    Лит.: Steenberghen F. van. Boece de Dacie.—ДйЯ; La philosophie au XI siecle. Louvain—P., 1966, p. 402—411; Wilpert P. Boetius von Dacien. Die Autonomie des Philosophen. In: Miscellanea Medievalia, 3, В., 1964; SchrodtwH. Boetius von Dacia und die Autonomie des Wissens: Ein Fund und seine Bedeutung.—“Theologie und Philosophie”, 1972, 47.
    В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 698
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИРА”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • Ассамблея Религий Мира
  • БОЭЦИЙ
  • БОЭЦИЙ
  • БОЭЦИЙ
  • БОЭЦИЙ
  • Библия Нового Мира
  • ВНЕВРЕМЕННОСТЬ МИРА
  • КАРТИНА МИРА
  • МАНИФЕСТ МИРА
  • МИРА БАИ
  • МОДЕЛЬ МИРА
  • Модель мира
  • Модель мира
  • НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  • НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  • Образ Мира
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СЕРЕДИНА МИРА
  • Сотворение мира, творение
  • Стихии мира
  • Творение мира
  • Хранители мира
  • гармонии веры и разума теория
  • образ мира
  • расколдовывание мира
  • тест мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь