БЛАГОДАТЬ


БЛАГОДАТЬ
    БЛАГОДАТЬ (греч. ?????, ???????; лат. gratia; первоначальное значение—“благосклонность”, “милость”, “благой дар”)—специфически христианский религиозный, в т. ч. богословский, термин, обозначающий действенное снисхождение Бога к человеку как тварному существу. Благодать есть “благой дар” милосердного Бога и в этом смысле тождественна проявлению Его любви к Своему творению. Первичная благодать—само дарование жизни. После грехопадения, т. е. актуального разрыва с Богом, следствием которого стала подверженность человека тлению и смерти, благодать означает спасающее действие Бога, цель которого—восстановить общение и единство человека со своим Творцом, что равнозначно понятию вечной жизни. В раннехристианском богословии благодатное воздействие Бога часто приписывалось Святому Духу—третьему Лицу Троицы (вплоть до отождествления благодати с Духом Божиим). В различных христианских конфессиях природа благодати понимается по-разному. В протестантизме она связана с представлением о спасительном оправдании грешника через веру во Христа и есть милосердное соучастие Бога в жизни человека, позволяющее последнему соблюдать заповеди Божий. Согласно католической доктрине, благодать—тварная (сотворенная Богом) сущность или энергия, посредстве”! которой Бог воздействует на человека. Православная традиция рассматривает благодать как нетварную энергию, т. е. прямое действие Бога, которую теоретически отличают от Его сущности, всегда остающейся недоступной для человека. Результатом воздействия свободно принимаемой благодати, как синергии Бога и человека, является теоэис (обожение), когда достигается актуальное единство Творца и твари, и человек становится “причастником Божеского естества” (2 Пет 1:4) в его нетварных энергиях. Субъективные условия восприятия благодати человеком— это раскаяние в своих грехах и молитвенное обращение к Богу в ожидании его спасительного воздействия (в монашеском опыте—строгая аскетическая дисциплина, сопровождаемая усиленной, в пределе непрестанной, молитвой). Доступ к благодати объективно возможен через церковные таинства, прежде всего Евхаристию (причащение Телу и Крови Христа), в которых божественная энергия “воплощается” в посюстороннем веществе (вода крещения, масло миро- и елеопомазания, хлеб и вино Евхаристии). С церковной точки зрения (вопреки некоторым популярным представлениям) воздействие благодати на человека, будучи свободным действием личного Бога, не имеет магического характера и может быть действенным только в случае ее свободного и осознанного принятия. По своей сути благодать есть “общение в любви”-*-как между Богом и человеком, так и между людьми перед Лицом Бога. В традиционном представлений о благодати сочетается понимание ее одновременно как деяния и как силы. Свободный акт Бога, в конечном счете всегда'направленный на конкретную человеческую личность, воспринимается как ощутимый (даже на телесном уровне — т. наз. “мученическая благодать”, т. е. переживание помощи от Бога в экстремальной ситуации, перед лицом смерти “за Христа”) поток духовной энергии, сообщающий человеку новые способности, невозможные в обыденном опыте, и нейтрализующий психосоматические импульсы, отождествляемые с грехом (гнев, ненависть, сексуальная распущенность, гордыня и т. д.). Христианские мистики часто описывают пребывание в благодати как род опьянения, как духовный экстаз; другой аспект ее действия—гармонизация душевно-телесной жизни, достижение состояния внутреннего мира, переживание жизненной полноты и всеобъемлющей любви, в т. ч. к природе и даже к “падшим ангелам”. С религиозной точки зрения благодать есть способ реального общения с Богом. Ее переживание имеет сверхпсихический (сверхъестественный, но не противоестественный) характер. Эффекты воздействия благодати, описываемые в христианской мистико-аскетической литературе, во многом подобны экстраординарному религиозному опыту других религий и мистических движений (в т. ч. неоплатонической школы). В то же время многие ортодоксально настроенные христиане склонны отрицать саму возможность'благодатного присутствия Бога вне пределов Церкви, рассматривая внехристианский духовный опыт как самообман (по-славянски “прелесть”), т. е. как псевдодуховные состояния, сугубо психические переживания религиозного характера, лишь воспринимаемые как результат действия благодати Бога.
    А. И. Кырлежев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    блеск, будь здоров, будь спок, будь-будь, гора, дэ, евхаристия, красота, лафа, любо-дорого, любо-мило, любота, малина, мечта, обилие, отлично, оттяг, первоклассно, порядок, прекрасно, рай, распрекрасное дело, сила, счастье, тип-топ, умирать не надо, умывальник, харизма, хорошо


Просмотров: 843
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • Благодать
  • благодать
  • Благодать
  • благодать
  • Благодать
  • Благодать
  • бог как источник и гарант познания
  • Боящиеся Бога
  • возвышение бога солнца
  • Дети Бога (Семья, Семья Любви)
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Имена Бога
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Международная Церковь Бога Во Христе
  • Милость, благодать
  • Независимая Ассамблея Бога
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • Престол благодати
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • СМЕРТЬ БОГА
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • Церковь Бога
  • Церковь Бога Во Христе
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь