|
БАРРЕТБАРРЕТ БАРРЕТ (Barren) Уильям (30 декабря 1913, Нью-Йорк 8 сентября 1992, Территаун, штат Нью-Йорк)—американский философ и историк философии. Баррет одним из первых представил европейскую философию экзистенциализма американской аудитории (“Что такое экзистенциализм?”—“What is Existentialism?”, 1947). Позже он создал свою концепцию в рамках философии экзистенциализма. В центре его творчества—проблема отчуждения. Отчуждение в современном обществе проявляется, по Баррету, в разрушении аутентичности личности, утрате индивидом своего “подлинного Я”, а также в ощущении бессмысленности существования. Вслед за Ясперсом он считает, что основной источник отчуждения — это превращение техники в самодовлеющую силу и разложение личности на множество технических функций. Одним из источников отчуждения выступает и рационалистическая философия. Баррет полагал, что Платон и Аристотель придали разуму уникальную способность постижения истины путем отделения от нее мифических, религиозных и поэтических элементов, с которыми она прежде была неразрывно связана. От греческой философии (прежде всего аристотелевской логики) берут начало европейская наука и зависимость мышления от абстрактных моделей мира. Принятие установок рационализма, концепций объективной истины, а также объективного времени, пространства и причинности заставляет человека жить не по аутентичным законам его внутреннего мира, а по законам чуждой ему научной картины мира. Так, Декарт перенес на философию методы науки, распространив их на всю сферу человеческого знания. В результате возник “технологический” дух западной цивилизации, а рациональность стала “безумной”. “Шизофрения технологической культуры” кажется всепоглощающей. Но человека невозможно полностью разложить на функции и составляющие. Всегда остается “нерастворимый” иррациональный остаток. Человек внутренне свободен, но только в лоне “технологической” культуры он этого не осознает. “Технологический” дух, по Баррету, не следует развивать дальше, его следует преодолеть. В 20 в. экзистенциализм в философии и модернизм в искусстве отражают духовный кризис, порожденный расколотостью человеческого духа, отчужденностью человека от мира, от других людей и от самого себя. Экзистенциализм и модернизм бросают вызов тому абстрактному и упрощенному взгляду на человека, который берет начало в картезианстве и продолжается в марксизме, позитивизме, бихевиористской психологии, а также в других выражениях “технологического” духа. Для современного западного человека в его повседневной жизни, согласно Баррету, спасением может стать личностное мировосприятие и глубоко индивидуальное общение. Соч.: Irrational Man: A Study of Existential Philosophy. N.Y., 1958; Time of Need: Forms of Imagination in the XX — th Century. N.Y., 1972. The Illusion of Technique. N.Y., 1978; Death of the Soul: From Descanes to the Computer. N.Y., 1982. Г. П. Лчфшцева Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|