ШЕВЫРЁВ


ШЕВЫРЁВ
Степан Петрович (18 окт. 1806 – 8 мая 1864) – рус. критик, поэт и публицист. Профессор Моск. ун-та, академик (с 1852). Был близок к кружку "любомудров". В 1827–29 Ш. – ведущий критик "Моск. вестника", в 1835–37 – сотрудник "Моск. наблюдателя", с 1841 вместе с М. П. Погодиным возглавлял журн. "Москвитянин". В 40-е годы Ш. становится одним из гл. теоретиков "официальной народности", по существу возглавляя борьбу правого крыла славянофилов против лагеря западников. На страницах "Москвитянина" Ш. выступал против социальной направленности рус. лит-ры, особенно – против эстетич. идей Белинского и Герцена, реалистич. произведений т.н. натуральной школы. В филос. плане в этот период Ш., в духе позднего Шеллинга и особенно Баадера, стремится примирить философию и религию (см. "Христианская философия. Беседы Баадера", в журн. "Москвитянин", 1841, ч. 3, No 6, с. 378–437). Считая, что нем. классич. философия (гл. обр. в лице Гегеля) носит отвлеченный и умозрит. характер, и отвергая принцип тождества бытия и мышления, Ш. настаивал на необходимости историч. метода познания. В ранний период своей деятельности Ш. сделал попытку применить этот метод в кн.: "История поэзии" (т. 1, М., 1835), "Теория поэзии в историч. развитии у древних и новых народов" (М., 1836). Первая из этих книг заслужила высокую оценку Пушкина, подчеркнувшего достоинства "способа изложения исторического" (см. Полн. собр. соч., т. 7, 1949, с. 399). Ш. ввел в литературоведение понятие "исторической пиитики", к-рая, демонстрируя постепенное развитие лит-ры и "...происхождение всех оригинальных типов оной...", создает тем самым "...полную и живую науку сего искусства" ("История поэзии", т. 1, М., 1835, с. 107).
Соч.: О критике вообще и у нас в России, "Моск. наблюдатель", 1835, ч. 1, [апр., кн. 1]; Ответ автора "Истории поэзии" г. издателю "Телескопа", там же, 1836, ч. 6, апр., кн. 2; ч. 7, май, кн. 2, июнь, кн. 1; Взгляд русского на совр. образование Европы, "Москвитянин", 1841, ч. 1, No 1; Теория смешного, с применением к рус. комедии, там же, 1851, ч. 1, No 1; Стихотворения, Л., 1939.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры. Ст. 3, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Белинский В. Г., О критике и лит. мнениях "Моск. наблюдателя", Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; его же, Взгляд на рус. лит-ру 1846 года, там же, т. 10, М., 1956; ?ихонравов Н. С., С. П. Шевырев, Соч., т. 3, ч. 2, М., 1898; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1, Л., 1950; История философии, т. 2, М., 1957, с. 251, 267–68, 272, 373; Березина В. Г., Рус. журналистика второй четверти 19 в., Л., 1965; Манн Ю., Русская филос. эстетика, М., 1969, с. 149–90.
Ю. Манн. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ШЕВЫРЕВ
    ШЕВЫРЕВ Степан Петрович [18(30) октября 1806, Саратов — 8 (20) мая 1864, Париж] — русский литературный критик, поэт и публицист. Профессор Московского университета, с 1852 академик. Участие в кружке любомудров и журнале “Московский вестник” определило романтическую направленность его мышления, сочетавшуюся с славянофильскими симпатиями в духе “официальной народности”. В философском плане Шевыреву были близки идеи позднего Шеллинга, А. и Ф. Шлегелей, Жан-Поля и Ф. Баадера. Собственное миросозерцание Шевырев возводил к истокам русского самосознания. В отличие от немецкой философии, которая, “будучи заключительным плодом развития наук естественных, под личиной спиритуализма проповедовала материализм”, русская философия ведет свое начало не из области наук естественных, а “из сферы познания духа, неразделенного с верой”, отсюда на ней лежит обязанность и ей предоставлена возможность возвратить миру духовное истинное значение тем вечным идеям человечества, которые отдельные народы проявляют в произведениях своего слова. “История Словесности может в этом отношении подать руку помощи Русской Философии и подготовить решение многих задач, предстоящих сей последней” (История русской словесности. СПб., 1887, ч. 1, с. 9—10). Шевырев способствовал утверждению эстетики как “философского наукоучения” об искусстве в форме синтетического единства литературной критики, теории и истории литературы. Одним из первых указал на значимость древнерусской литературы, введя в период господства отвлеченной эстетики понятие “исторической Пиитики” и разработав особый метод исторического исследования структуры художественного текста.
    Соч.: О критике вообще и у нас в России.— “Московский наблюдатель”, 1835, ч. 1, кн. 1 ; Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов. М., 1836; Христианская философия. Беседы Баадера.— “Москвитянин”, 1841, ч. 3, № 6; История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846—60, т. 1, ч. 1—4. Лит.: Надеждин Н. И. История поэзии. Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева.— В кн.: Он же. Литературная критика. Эстетика. М., 1972; Абрамов А. И. Шевырев.— В кн.: История л.-гетическои мысли. М., 1986, т. 3.
    А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 521
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСТОРИЯ НАРОДА В РОССИИ ОБИТАЮЩЕГО"
  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Гендерная история
  • ДУХА ИСТОРИЯ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИСТОРИЯ
  • история
  • ИСТОРИЯ
  • история буддизма
  • История Ватикана
  • История женщин
  • ИСТОРИЯ И МИФЫ
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • История как проблема логики
  • История мужчин
  • История наук и ученых на протяжении двух столетий
  • История психиатрии
  • история психологии
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
  • История сексуальности
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • КАСТРО РУС
  • МЁД ПОЭЗИИ
  • ПРЕМОРБИДНАЯ ИСТОРИЯ
  • ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСТОРИОГРАФИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ШЕВЫРЕВ Степан Петрович



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь