|
ФРАНК СебастьянФРАНК Себастьян (Franck), (1499–1542) – нем. историк, философ, деятель левого крыла Реформации. Столкновения с лютеранским духовенством привели Ф. к отказу от сана проповедника и способствовали сближению его с анабаптизмом. С 1528 Ф. странствовал по Германии, подвергаясь гонениям духовенства и властей. Филос. воззрения Ф. отмечены влиянием двух различных тенденций: апофатич. и пантеистич. мистики, противополагавшей себя офиц. церк. догматике, и рационализма Ренессанса. Основу его онтология, представлений составляет концепция абсолютного, полностью следующая апофатич. традиции Экхарта – Таулера: абсолютное, или дух, есть "...всё во всём, и, одновременно – ни одна из вещей ...невидимое, необъятное, вечное самодовлеющее Благо, сущность всех сущностей" ("Paradoxa", В., 1966, S. 19). Подобная концепция, содержащая в себе существенные элементы пантеизма, на основании к-рых К. Маркс квалифицировал Ф. как "...настоящего мистического пантеиста" (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 7, 1940, с. 179), – характерный образец мистики божеств. ничто. Более самостоят. характер имеет учение Ф. об отношении бога и человека. Отношение это трактуется Ф. спиритуалистически и притом как сугубо имманентное: бог есть дух, к-рый раскрывается в человеке и действует в нем как "искорка" (Funklein – традиц. термин нем. мистики) его божеств. сущности или же "внутреннее слово". Это отношение бога и человека не может регламентироваться никакими предустановленными формами. Отсюда вытекает негативное отношение Ф. к культовой стороне религии, к догматам и любым санкционированным выражениям религиозного. Истинной церковью, согласно Ф., является церковь невидимая, объединяемая лишь силою внутреннего слова, единств, выражением к-рого Ф. считает нравственное действие. В том, что этика занимает центр. положение в структуре религ. учения, в антидогматич. характере этой этики и этой структуры перекрещиваются как мистич., так и рационалистич. тенденции Ф. В ряде др. моментов его учения и деятельности преобладает рационалистич. тенденция: в аллегорич. и историч. интерпретации Ф. ветхозаветного откровения, в его взглядах на роль и методологию науки, наконец, в его обширной просветит. деятельности. Ф. – автор "Космографии", первой книги по географии на нем. яз., и ряда книг по истории. Лит.: Левен В. Г., Историч. взгляды С. Ф., в сб.: Ср. века, вып. 6, М., 1955; его же, Филос. воззрения С. Ф., "ВФ", 1958, No 10; Heglеr ?., Geist und Schrift bei S. Franck, Freiburg, 1892; Reimann ?., S. Franck als Geschichtsphilosoph, В., 1921; Stadelmann R., Vom Geist des ausgehenden Mittelalters, Halle, 1929; Kommoss R., S. Franck und Erasmus von Rotterdam, В., 1934. С. Хоружий. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ФРАНК Себастьян ФРАНК (Franck) Себастьян (1499, Донауверст, Германия — 1542, Базель, Швейцария) — идеолог левого кръта Реформации, теолог, философ, историк, гуманист. После окончания университета в Инголштадте и Доминиканского Вифлеемского колледжа в Гейдельберге совершал католические богослужения в Аугсбурге. Ок. 1526 порвал с католицизмом и стал лютеранским пастором. Однако растущие столкновения с протестантским духовенством привели к отказу Франка от сана проповедника. С 1528 начались его странствия по городам Германии и Швейцарии в качестве независимого богослова и историка религии. Франк был одним из наиболее талантливых и известных представителей “народной реформации”. Мировоззрение Франка можно охарактеризовать как прежде всего пантеистическое, представлявшее собой синтез элементов лютеранства, средневекового мистицизма, неоплатонизма, идей Возрождения, гуманизма, и рационализма с вкраплениями высказываний отцов церкви и нехристианских философов. Как религиозный философ он выступал за замену внешнего авторитета внутренним “просвещением” под воздействием Св. Духа. Эта установка конкретизировалась в его главной идее о конфликте, присущем как каждому человеку, так и истории в целом, между Внутренним Словом (Логос, Бог Сын, вечный, невидимый Христос), которое является конечной реальностью, и внешним словом (закон, плоть, эгоизм), представляющим собой лишь видимость. Эта установка, проходящая через все его многочисленные труды по теологии, истории, географии, космографии, объясняет, почему он был известен также как “Франк Слова”. Библия, по Франку, — лишь полное аллегорий и противоречий свидетельство о вечной истине, понять которую могут только те, в ком живет Внутреннее Слово: “Если мы не прислушаемся к слову Бога внутри нас, мы не сможем иметь дела с Писанием, поскольку все можно украсить и обосновать текстом”. А поэтому никакие церкви и секты со своими “внешними” догмами, ритуалами, таинствами не являются истинными церквами. Церковь Христа — это “духовная церковь”, для которой необходимо внутреннее озарение, это невидимая церковь Духа. Такой конфликт носит универсальный характер. Вся человеческая история является взаимодействием Бога и мира, борьбой между духом и силами, которые оказывают ему сопротивление. В ней происходят закономерное развитие, “экстернализация” (овеществление) духовного начала, взлет и падение царств и народов, совершающиеся по воле Бога, который карает за отступления от Внутреннего Слова. Для принадлежности к истинной церкви, настаивал Франк, требуется лишь внутреннее “просвещение” Св. Духом, а поэтому в нее могут входить даже не-христиане — если они приняли Внутренне Слово. Франк был решительным защитником религиозной терпимости не только в отношении различ ных христианских объединений, но и иудеев, мусульман, язычников и даже еретиков, поскольку, настаивал он, все люди созданы Богом, происходят от Адама и Св. Дух доступен им в равной мере. Он был одним из первых последовательных пацифистов. В “Военной книге мира” (Das Kriegbuchlein des Friedens, 1539) он стремится доказать, что война не только противоречит учению Христа, но и является “дьявольским, бесчеловечным делом, отвратительной чумой... открытой дверью для всех пороков и грехов, разрушением земли и души, тела и чести”. Протестантские ортодоксы (прежде всего М. Лютер, Ф. Меланхтон, М. Буцер) постоянно демонстрировали свое враждебное отношение к Франку. Лютер, напр., называл его “клеветническим ртом, наиболее угодным дьяволу”, а конвенция протестантских теологов в Шмалькалдене (1540) приняла специальную резолюцию, осуждающую взгляды Франка и К. Швенкфельда 1489—1561). Хотя официальная протестантская историография всячески стремилась замолчать труды Франка, они оказали большое влияние на последующее реформационное движение (прежде всего на формирование “мирных анабаптистов”, менонитов, баптистов, методистов, арминиан, квакеров) и развитие протестантской теологии, на немецкую культуру в целом — его “идеи сотней потоков вливаются в современность” (В. Дильтей). Лит.: ЛевенВ. Г. Философские воззрения С. Франка.— “ВФ”, 1958, ? 10; Hegler A. Geist und Schrift bei Sebastian Franck. Freiburg im Br., 1892; KommossR. S.Franck und Erasmus von Rotterdam. B., 1934; Williams G. The Radical Reformation. Phil., 1965. Л. Н. Митрохин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|