МОНАДА


МОНАДА
(от греч. monas, род. п. monados — единица, единое) — понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Академии. В философии Нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии исп. схоласта Ф. Суареса, англ. платоника Г. Мора, нем. натурфилософа Ф.М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Г.В. Лейбнииа, создавшего специальное учение о М. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой X. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов И.Ф. Гербарта, Р.Г. Лотце и др., в 20 в. — в философии Э. Гуссерля и А.Н. Уайтхеда. Монадологический подход лег в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Дж.Э. Мак-Таггарт и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МОНАДА
        (от греч. , род. падеж — единица, единое), понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада). В философию нового времени понятие М. вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в философии исп. схоласта Суареса, англ. платоника Генри Мора, нем. натурфилософа ?. ?. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см. «Монадология»). После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др., в 20 в.— в философии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ренувье, Мак-Таггарт и др.).
        Gramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, M9nade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. —Munch., 1965; Paci E., H problema della mona-dologia da Leibniz a Husserl..., Mil., 1978.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МОНАДА
(от греч. monas – единица)
у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц. Понятие монады в смысле одушевленной жизненной индивидуальности использовал также Гёте.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


МОНАДА
(от греч. ????? – единица) – термин, употребляемый в философии для обозначения простейшего элемента, неделимой части бытия. В идеалистич. учениях М. наделяется духовной природой и является антиподом материального атома. Сам термин "М." первоначально употреблялся не только в философии (напр., у Пифагора, противопоставлявшего единичность как принцип вещей их двойственности – диаде), но и в математике (напр., Эвклидом, согласно к-рому всякое число состоит из единиц – М.). В антич. философии понятие М. в различных значениях встречается также у Экфанта, Аристотеля, Платона и др. мыслителей. Как филос. термин понятие о М. в эпоху Возрождения было введено Николаем Кузанским ("Об ученом незнании", в кн.: Избр. филос. соч., 1937, с. 5–157) и Бруно, в философии к-рого М., наряду с физич. атомами и математич. точками, выступает в качестве минимума ("наименьшего"), являющегося субстанцией всех сложных вещей, и обозначает собой физич. и одновременно психич. элемент действительности ("О причине, начале и едином" – "De la causa, principio et uno", 1584, рус. пер. – в кн.: Диалоги, 1949; "О тройном наименьшем и об измерении" – "De triplici minimo et mensura", 1591, рус. пер. – в кн.: Диалоги, 1949; "О монаде, числе и фигуре" – "De monade, numero et figura", 1591). Позднее термин M. употреблялся в Ф. ван Гельмонтом, Г. Мором и др. В цельную филос. систему учение о М. (монадология) было развито Лейбницем, одно из осн. произведений к-рого имеет одноименное название "Монадология" (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 339–64). Учение о М. продолжали последователи Лейбница – X. Вольф, Баумгартен и др. Упоминания о М. содержатся в соч. докритич. Канта, а также у Гёте, использовавшего в своей натурфилософии понятие о M. в смысле одушевленной жизненной индивидуальности. В дальнейшем учение о М. было воспринято и разрабатывалось на идеалистич. основе представителями различных направлений бурж. философии, в частности Гербартом, Лотце, Мартино, Тардом и особенно Ш. Ренувье (Ch. Renouvier, La nouvelle monadologie, 1899). В наст. время учение о М., опровергнутое естествознанием как попытка найти последние неделимые частицы мироздания, не имеет сколько-нибудь видных последователей и анализируется лишь в историко-филос. исследованиях.
Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 311–23; Сramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954.
Б. Раббот. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МОНАДА
    МОНАДА (от греч. ?????, родит, падеж ??????? — единица, единое; лат. monas) — неделимое несоставное единство, мера и прообраз числа. Монада — начало бытия, материей которому служит другое, “неопределенная двоица”, диада (Диог. Л. VIII 25); но материю можно считать также ее аспектом. С монадой связана проблематика неделимой несоставной точки (там же, III 107; Аристотель. “Метафизика”, ? l, 1953a 27; XIV 2,1089b 25; Марциан Капелла К). Трактат Аристотеля “О монаде” не сохранился. Неоплатонизм развернул теологию монады в благочестивом мифологизирующем ключе: четнонечетная, она есть самопорождающее семя всех логосов, начало и предел, божественная связь противоположностей, ум, истина (Ямвлих. Теологумены арифметики 1). Монада “не знает начала и конца” {Макробий. Сон Сципиона 6), молниеносно проблескивает прежде всех вещей (ante cuncta vibrantem, Марциан Капелла VII). У Николая Кузанского монада — простой минимум, совпадающий с абстрактным максимумом (“Наука незнания”), сродни точке (“Простец об уме” 4,74—75). Его мысль развертывает Дж. Бруно (“Книга о монаде, числе и фигуре”). Возрождение теории монады в монадологии Г. В. Лейбница непосредственно и через Хр. Вольфа имело огромный резонанс в философии (И. Ф. Гербарт, Р. Г. Лотце, ??. Ренувье, Э. Гуссерль) и различных науках от психологии и генетики до математики (Н. В. Бугаев).
    Лит.: Pai E. Il problema delia monadologia da Leibniz a Husserl. Mil., 1978.
    • В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    единица, инфузория


Просмотров: 1034
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ
  • Житейское Понятие
  • ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Понятие
  • Понятие
  • Понятие О Сохранении
  • Понятие рефлекторной дуги (reflex arc concept)
  • Теоретическое Понятие
  • Эмпирическое Понятие
  • житейское понятие
  • имя/понятие
  • истины семантическое понятие
  • мо-цзы. филос. трактат
  • общее понятие
  • понятие
  • понятие
  • понятие
  • понятие житейское
  • понятие сохранения
  • понятие эмпирическое
  • понятие: объем
  • понятие: содержание
  • семантическое понятие истины
  • собирательное понятие
  • теоретическое понятие
  • эмпирическое понятие



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь