|
УИКЛИФУИКЛИФ (Wycliffe, Wyclif, Wiclif), Джон (ок. 1320 – 3 дек. 1384) – англ. реформатор. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1361 – приходский священник. Проповедуя возврат к "простоте апостольской церкви", У. решительно восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства. По У., в гражд. делах церковь подчинена светской власти, поэтому гос-во вправе лишить церковь ее владений и не платить церк. налогов. Высшим авторитетом для верующего является Священное писание. Руководствуясь этой мыслью, У. принял участие в переводе Библии на англ. язык, рационалистически толковал церк. таинства, выступал против почитания святых, икон и т.п. Энгельс назвал У. среди др. типичных представителей ср.-век. бюргерских ересей (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 362, 363). Учение У. не выходило за рамки требований церк. реформы. Гораздо более радикальными были выступления против феод. строя последователей У. из числа т.н. бедных священников, или доллардов. Учение У. рано получило распространение в Чехии и оказало сильное влияние на Гуса. В философии У. был сторонником реализма скотистов. Соч.: Summa de ente, ?xf., 1930; Select English works, v. 1–3, Oxf., 1869–71; English works hitherto unprinted, L., 1902. Лит.: Арсеньев И., От Карла Великого до Реформации, т. 1–2, М., 1909; Lechler G., J. von Wiclif und die Vorgeschichte der Beformation, Bd 1–2, Lpz., 1873; Workman H. В., J. Wiclif, v. 1–2, Oxf., 1926; Оdlozilik O., Wycliffe's influence upon Central and Eastern Europe, "The Slavonic Review", 1928–29, v. 7, p. 634–48; Thomson S. H., The order of writing of Wyclif's philosophical works, в сб.: Ceskou Minulosti, Praha, 1929, p. 146–66. В. Зубов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. УИКЛИФ УИКЛИФ (Wycluie, Wyclu) ВиклифДжон (ок. 1320—3 декабря 1384) — английский теолог, философ, реформатор церкви. Образование получил в Королевском колледже Оксфорда. С 1357 по 1360 — регент факультета искусств, а с 1361 становится викарием в Филингхейме, близ Оксфорда. С 1372 — доктор теологии. Последние годы жизни был настоятелем в Лестершире. В 1382 осужден собором английских епископов. В 1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и постановил сжечь его останки, что и было осуществлено в 1428. Уиклиф известен прежде всего своей общественно-политической деятельностью, к которой он обратился в 1374, когда был назначен одним из членов комиссии, проводившей переговоры в Брюгге с представителями Римской курии о праве папы назначать кандидатов на церковные должности в Англии и об уплате церковных налогов. Переговоры не привели к реальным результатам, однако благодаря резким и ярким выступлениям Уиклифа событие имело общественный резонанс. Свои взгляды на церковь Уиклиф последовательно изложил в двух сочинениях — “О божественной власти” (De domini divino) и “О светской власти” (De civili dominio): с первородным грехом человек потерял право на владение чем-либо на земле; властью (как, впрочем, и богатством) человека наделяет Бог, и только праведники имеют законное право на обладание ею; у человека нет другого закона и другого права, кроме любви к ближнему. Церковь, по мнению Уиклифа, погрязла в грехе и роскоши, ее следует вернуть к евангелической бедности; заставить же ее сделать это должен король, справедливо получивший власть от Бога. В 1377 папа 1ригорий XI отправил в Англию 5 булл с осуждением некоторых положений из сочинений Уиклифа. В Оксфорде вызвало раздражение вмешательство папы в дела университета: профессора не нашли ничего еретического в сочинениях. В его нападках на церковь прослеживается сильное влияние предестинационализма (см. Предопределение), позволявшего ему верить в незримую церковь избранных, предопределенных ко спасению Уиклиф испытал сильное влияние августинианства, по-видимому, через Григория из Римини и Томаса Брадвардина Он подверг критике католическую догму о транссубстанциации универсальные понятия, считал он, имеют реальное существование, и, счедовательно, исчезновению субстанции хлеба и вина должно означать исчезновение их бытия Следствием философского платонического реализма Уиклифа является также его утверждение о реальном присутствии в бестелесной форме, развиваемое им в сочинении “Диалоги” Он был организатором первого полного перевода Библии на английский язык (1380—81) Взгляды Уиклифа были восприняты лоллардами — священниками, проповедовавшими евангельск^то бедность и равенство, они также оказали влияние на Я. Гуса и Иеронима Пражского, что позволяет считать Уиклифа одним из предтеч Реформации Лит.: Workman И В John Wyciif a Study of the English Medieval Church, 2 v, 1926 Siacey J John Wyclifand Reform, 1964 О В Голова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|